Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Идеология российского либерализма и его перспективы в современной России ID работы - 705718 история (дипломная работа) количество страниц - 82 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3 I. РОССИЙСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ______________________________11 1.1. Отечественный либерализм: дефиниция проблемы______________11 1.2. Российская либеральная парадигма: основные положения _________24 1.3. Неолиберализм: теоретико-методологические основания__________32 II. РОССИЙСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ИХ МЕТАМОРФОЗЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ______________________________________________________44 2.1. Становление российского либерализма: основные этапы и школы. _______________________________________________________________44 2.2. Особенности российского либерализма._________________________57 2.3. Ценности российского либерализма в политических взглядах россиян________________________________________________________64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ__________________78 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы. Проблема реформирования современной России вызывает особый теоретический и практический интерес. Поступательное развитие общества предполагает осуществление продиктованных историческими условиями изменений. Уже более 10 лет в российском обществе происходит модернизация общественных отношений и институтов. Этот процесс приводит в движение разные социальные силы, вызывает к жизни и побуждает к активной деятельности новые политические течения, объединения и партии. Важное место в процессе модернизации России заняли политические группировки, партии и движения либерального толка. Преобразования, которые произошли в российском обществе за последнее десятилетие, не оправдавшиеся надежды на быстрое повышение качества жизни, породили в российском обществе немало двусмысленностей относительно правомерности либеральных преобразований в стране. В современной России с либерализмом стали отождествляться те реформы, которые проводились в 1990-х гг. В первую очередь, это экономические реформы, связанные с разгосударствлением собственности и созданием основ для развития рыночного хозяйства. Именно социально-экономическая составляющая является определяющей в отношении населения к либеральным преобразованиям в стране. А.Пшеворский сравнивает структурные трансформации в экономике с прыжком в омут: "Народ не знает, где дно и на сколько ему придется задержать дыхание" . Главный критерий целесообразности или бесперспективности преобразований общества лежит в плоскости уровня жизни людей. Бедное население не способно создать гражданское общество, поскольку оно занимается решением самых насущных проблем физиологического характера и безопасности. Только после их решения, в соответствии с концепцией А.Маслоу, индивид переходит на следующий уровень своего развития, связанный с повышением гражданской активности, массовым созданием общественных объединений в целях реализации многочисленных интересов граждан. В нашей стране складывается опасная двухполюсная ситуация: с одной стороны избыток денег, с другой стороны - бедность. Причем первый полюс малочисленный, а второй многочисленный, что является опасным для общества, так как растущее материальное неравенство вызывает недовольство населения, подозрение в том, что реформы выгодны только отдельным социальным группам и служат их обогащению. В этих условиях изменяется понимание демократии, либеральных ценностей у той части населения, которая относит себя к бедным. Так как заявленные ценности не прошли проверку реальной действительностью, возник разрыв между отношением к либерализму и теми возможностями, которыми она располагает в социальном аспекте. Постоянная неспособность правительства обеспечить внутренний порядок, благосостояние, процветание, равенство, справедливость со временем может лишить его легитимности. В настоящее время все настойчивее звучит мысль о несовместимости либерализма с российским менталитетом, с историческим опытом и национальными традициями страны. Высказываются опасения, что при либеральной модели реформирования Россия утратит свою социальную и национальную идентичность и серьезно ослабит свои позиции в международном сообществе. Сложилось определенное противоречие между реальным потенциалом либерализма как общемировой парадигмы развития, с одной стороны, и методами и последствиями его воплощения в социальную практику реформирования современной России, с другой стороны. Это противоречие требует осмысления на концептуальном уровне и поиска теоретических и практических путей решения проблемы. Те, кто считает, что Россия настолько самобытна, что ей не дозволено развиваться с учетом опыта мировой цивилизации, уподобляется тем, о ком Хантингтон С. пишет: "Там, где люди живут и действуют не сообразно со своими характерами, а сообразно с преданиями или обычаями, там отсутствует один из главных ингредиентов благосостояния человечества и самый главный ингредиент индивидуального и социального прогресса" . Вне всяких сомнений, обычаи и традиции должны учитываться при решении тех или иных социальных, экономических и политических задач. В то же время нельзя игнорировать те очевидные истины, без которых невозможно оставаться современным обществом. Тот, кто поступает соответствующим образом потому только, что таков обычай, тот не делает выбора, а потому не стремится к лучшему. Только человек, пользующийся своими способностями, сознательно, по своему пониманию устраивает свою жизнь. Для сегодняшней России характерны активные поиски путей дальнейшего развития страны, эффективных методов взаимодействия государства и общества. В этих условиях либерализм имеет важное значение как политическое движение, выступающее реальным инструментом согласования и реализации интересов различных социальных слоев и групп, имеющее устойчивый набор политических принципов, ценностей и методов достижения целей. Исследование современных процессов либерального движения поможет пролить свет и на общие тенденции развития российского либерализма, по-новому увидеть давно прошедшее, а также сделать научно обоснованные выводы относительно будущего. Изучение темы приобретает исключительную значимость в условиях осуществления нового цикла преобразовательных реформ, так как либерализм стал рассматриваться в качестве одной из моделей развития страны, идеи которой актуальны и способны помочь российскому обществу в поисках выхода из кризиса. Степень научной разработанности. Оценка идей русского либерализма прошла путь от замалчивания его существования и резко негативной оценки его "буржуазности" в советское время до его восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно возможный образец для подражания в начале 90-х годов. Первые попытки осмысления истории отечественного либерализма восходят еще к времени его существования в России в качестве заметного фактора общественно-политической жизни конца ХIХ - начала ХХ вв. В связи с этим следует отметить труды Г.А.Джаншиева, И.П.Белоконского, В.Я.Богучарского, Б.Б.Веселовского, Н.И.Иорданского, Б.А.Кистяковского, А.А.Корнилова и др. В 60-80-е годы ХХ в. советские историки, оставаясь в целом на позициях жесткой критики либерализма, приступают к более глубокой проработке источников и создают труды, содержащие ценный фактический материал и важные конкретные наблюдения по отдельным аспектам истории отечественного либерализма. В трудах авторов В.Д.Зорькина, В.С.Нерсесянца, А.В.Полякова, С.А.Пяткиной, В.А.Туманова, Э.В.Кузнецова, А.И.Экимова исследуются политико-правовая теория и социально-историческая практика русского либерально - освободительного движения. На рубеже 1980-1990 - х годов с наступлением глубоких общественно - политических перемен изучение истории либерализма вступает в новый этап, продолжающийся до настоящего времени. Некоторые итоги наступившего историографического этапа уже подведены в статьях В.В.Шелохаева, Н.В.Иллерицкой, Б.С.Итенберга. Методологической основой дипломной работы и анализа являются работы отечественных и зарубежных исследователей. Всю имеющуюся литературу по данному вопросу условно можно разделить на 4 тематические группы. Первая представлена общими работами, как западных, так и отечественных мыслителей, посвященных исследованию теоретических вопросов складывания либеральной парадигмы. Ряд зарубежных исследователей представлен такими именами, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, И. Кант, И.Бентам, Д.Милль, Ф.Хайек , Л.Мизес . К русским теоретикам либеральной идеологии относятся К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, Петр Струве, П.И.Новгородцев , С.А.Муромцев, П.Н.Милюков. В своих работах теоретики либеральной идеологии выработали единую систему базовых ценностей либеральной парадигмы, а именно, право индивида на самоопределение и самореализацию, право полностью распоряжаться собственной судьбой, самостоятельно избирать ориентиры жизнедеятельности, пути реализации своих желаний и стремлений, свобода личности. Вторая состоит из трудов исследователей-историков В.В.Леонтовича, Б.Б.Веселовского, И.П.Белоконского, посвященных изучению основных этапов в формировании идеологии либерализма. Философия и политическая история, разработанные русскими либералами, стали предметом научного интереса западных исследователей - Т.Андерсена , Дж. Фишера , Дж. Патнэма , А.Валицкого и др. Третья группа, объединяет исследования, посвященные изучению специфики отечественного либерализма. К таковым отнесем работы исследователей В.И.Приленского , В.Ф.Пустарнакова, И.Д.Осипова , И.В.Сибирякова. В своих трудах они проводили специальный анализ различных аспектов истории российского либерализма, уделяли значительное внимание его общим мировоззренческим установкам, разработке русскими теоретиками социологической и политико-правовой теории, решению ими проблем государственного устройства России. Особую группу составляют работы, в которых анализируется трансформация либеральных ценностей в российском сознании. Исследованием отношения российских граждан к либеральной идеологии занимались такие социологи-политоги, как А.А. Кара-Мурза , М.К.Чуркин, Т.А.Заславская , А.С.Сергеева. В трудах вышеуказанных политологов выявлены противоречия, возникающие в процессе преобразования российского общества в постперестроечный период и на современном этапе, и определена оценка отношения российских граждан к проводившимся и проводимым реформам. Источниковую основу работы составили труды отечественных либералов: Б.Н. Чичерина , П.И.Новгородцева, К.Д.Кавелина , П.Н. Милюкова , программы современных политических партий, таких, как Яблоко, Правая сила, а также данные социологических исследований. В предметно-хронологическом плане работа охватывает два исторических периода, прямо не стыкующихся между собой: становление либерализма в России в ХVIII - ХIХ вв. и возрождение либерализма в нашей стране в конце ХХ в. в качестве самоопределившегося общественно-политического движения. Целью настоящего исследования является комплексное изучение российского либерализма. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: - рассмотреть понятие и этапы формирования либеральной парадигмы; - раскрыть условия, особенности и этапы формирования институционной структуры и социальной базы либерализма в России; - проанализировать ведущие тенденции и компоненты либерализма девяностых годов, раскрыть особенности идейно - политической самоидентификации либеральных партий России на рубеже столетий; - проанализировать трансформацию либеральных ценностей в сознании современных россиян; - показать основные политические дилеммы, вставшие перед российским обществом и либералами за последнее десятилетие. Новизна исследования во многом определяется тем, что российский либерализм рассматривается в дипломе в широком контексте традиций отечественной и отчасти мировой истории, во взаимосвязи прошлого и настоящего, зарубежного опыта и национальной специфики. Инновационный характер исследования состоит, прежде всего, в установлении интеллектуального диалога между двумя разновременными пластами российской политической культуры: либерализмом ХIХ - начала ХХ вв. и возродившимся либерализмом конца ХХ - начала ХХI вв. Объектом исследования является современный российский либерализм во взаимосвязи с его национальным историческим опытом. Предметом исследования является трансформация отечественных либеральных ценностей. Методологической основой исследования является представление о либерализме как одной из разновидностей политической идеологии, выступающей за свободное развитие личности, гармоничное сочетание в обществе личных и общественных интересов. Исходя из этого, работа строится на основе системного подходов. Системный подход позволяет рассматривать объект исследования через анализ его составных компонентов. При написании данной работы были использованы следующие методы: компаративный анализ, бихеоверистский метод, социологический метод. Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты либерализма, раскрывается сущность либеральной парадигмы, анализируется неолиберализм и его проявление в современной России. Вторая глава посвящена анализу отечественной либеральной идеологии. В ней раскрывается специфика отечественного либерализма, выделяются основные либеральные школы, дается анализ трансформации отечественных либеральных ценностей в сознании россиян. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аврех А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории - 2000. - № 2. 2. Азаркин Н. Родимые пятна российского либерализма // Обозреватель - 2006. - № 8 (127). 3. Аронов Д.В. Теоретические и практические аспекты реализации либеральной модели реформирования общественно-государственного устройства России начала ХХ в. - Орел, 2006. 4. Баранов Н.А. Демократический процесс в России: перспективы развития // II Всероссийская научная конференция. Сорокинские чтения - 2005г. Будущее России: стратегии развития. 14-15 декабря 2005г. 5. Баранов Н.А. Политические перспективы консервативного либерализма в современной России // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности): Сб. научных статей. Вып.2 / Под ред. Н.В.Поляковой. - СПб., 2005. 6. Васильев Б.Б. Философско-правовая доктрина русских неолибералов в контексте социокультурного развития России конца ХIХ - начала ХХ в. // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии - 2002. - выпуск 4. 7. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала ХХ веков // Вопросы философии. - 1991. - № 8. 8. Горбачев М.С. Грани цивилизации. - М., 2003. 9. Демократия: развитие российской модели // Аналитический доклад. 10. Доклад об экономике России №7 // World Bank. - Февраль 2004. 11. Заславская Т.А. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. - М., 2004. 12. Заславская Т.А. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002. 13. Зотова Л.В. Политические идеалы и ценности: единство и различие трактовок либеральной и социалистической мысли первой половины XIX века // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2001. - № 3. 14. Иллерицкая Н.В. Обзор новейшей литературы по проблеме "Российский либерализм в конце ХIХ - начале ХХ в. // Либеральная модель общественного переустройства России на рубеже ХIХ - ХХ вв. - М., 1994. 15. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. - М., 2002. 16. История политических учений.: Учебник /Под ред. О.Мартышина. - М., 2002. 17. Итенберг Б.С. Некоторые вопросы изучения русского либерализма ХIХ века. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Материалы Международной научной конференции - М., 1999. 18. Капустин Б.Г. Либеральная идея и Россия (пролегомены к концепции современного российского либерализма) // Хрестоматия нового российского самосознания. - М., 2008г. 19. Капустин Б.Г. Алгоритмы и варианты западного либерализма. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат - лы международной научной конференции. - М., 1999. 20. Кара - Мурза А.А. Российский либерализм: идеи и люди - М., 2004. 21. Кара - мурза А.А. Наше либеральное наследие. - М., 2004. 22. Колесников А. Либералы без либерализма // Российская газета - 20.11.2004г. - № 3635. 23. Комлева Н.А. Либерализация и теневая экономика в России // II Всероссийская научная конференция. Сорокинские чтения - 2005г. Будущее России: стратегии развития. 14-15 декабря 2005г. 24. Комлева Н.А., Кутковец Т.И., Клямкин И.М. Русские идеи. // Полис. - 1997. - №2. 25. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 /В.В. Леонтович.- М., 1995. 26. Малкин Е., Сучков Е. Развитие гражданского общества в России как негативный проект. Политтехнологический взгляд на преодоление кризиса российского либерализма // Выборы - 30.05.06г. - № 5. 27. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. - М., 2001. 28. Миронов Е.В. Специфика становления российской государственности в политической и социальной концепции Б.Н.Чичерина // II Всероссийская научная конференция. Сорокинские чтения - 2005г. Будущее России: стратегии развития. 14-15 декабря 2005г. 29. Мухаматзянов Р.Р. История российского либерализма до ХХ в. // Вестник ТИСБИ. - 2006. - № 4. 30. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // www.liberalism.ru 31. Новодворская В. // "Новый взгляд". - 28 августа 1993 г. - №46. 32. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (ХIХ - начало ХХ века). - СПб, 1996. 33. Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. С.Н. Юшенкова. - М., 2002. 34. Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. - М., 1994. 35. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. - М., 2000. 36. Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. - М., 2000. 37. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем. - M., 1996. 38. Сементковский Р.И. К истории либерализма // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997. 39. Цыганков П.А., А.П.Цыганков. Между западничеством и национализмом: российский либерализм и международные отношения // Вопросы философии - 2005. - № 1. 40. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // www.liberalism.ru 41. Чуркин М.К. Либерализм "по-российски": национальные особенности отношений власти и общества // Вопросы философии - 2006 - № 7. 42. Урнов М. Синдром радикального авторитаризма в российском массовом сознании // Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. - М., 2005. 43. Филатов В.П. Особенности либерализации и модернизации России во второй половине XIX-начале ХХ вв. в контексте европейского развития // Экономика. Социология. Менеджмент. - 2006г. - № 10. 44. Ф.Хайек. Судьбы либерализма в ХХ веке. - М., 2009. 45. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. -М., 2003. 46. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. - М., 2008. 47. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. Организация. Программы. Тактика / К.Ф. Шацилло. - М., 1985. 48. Шелохаев В. В. Либеральная модель преобразования России начала XX века. Кто и куда стремится вести Россию? // Вопросы истории. - 1998г. - № 4 49. Шелохаев В.В. Предисловие // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат - лы международной научной конференции. - М., 1999. 50. Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. - 1998. - № 4. 51. Шлейфер А., Трейсман Д. Нормальная страна // Эковест. - 2004. - Т. 4, № 1. 52. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991-1997) / Под ред. Е. Гайдара. - М., 1998. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru