Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Идейно – теоретические условия формирования экономического учения А. Маршалла ID работы - 608292 история (контрольная работа) количество страниц - 17 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 3 1. Идейно – теоретические условия формирования экономического учения А. Маршалла 4 2. Предмет, метод и проблематика принципов экономической науки 6 3. Трактовка цены, рыночного равновесия и рыночного спроса 9 4. Теория благосостояния и распределения общественного продукта 13 Заключение 16 Список литературы 17 ВВЕДЕНИЕ: Введение История экономики и экономических учений является самостоя-тельной экономической дисциплиной. Ее предметом является изучение ис-тории становления и развития общественного производства, а также исто-рического процесса возникновения, развития, борьбы и смены экономиче-ских концепций на определенных этапах развития человечества. Теоретической основой истории экономики и экономических уче-ний является курс экономической теории (политической экономии). В то же время приобретение знаний об истории развития общественного произ-водства и сопоставление трактовок основных экономических концепций, сформулированных выдающимися экономистами' теоретиками с мировым именем, позволяет глубже усвоить курс экономической теории. Целью изучения истории экономики и экономических учений яв-ляется: 1) углубить и расширить знания по экономической теории, 2) по-высить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, накопить общий багаж человеческого капитала, 3) познакомиться с выдающимися экономи-стами мира и изучить сформулированные ими концепции. Профессио-нальный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей и их основные идеи. Первоначально экономические знания, приобретенные с опытом, передавались из поколения в поколение в устной форме. С появлением письменности они стали излагаться в книгах и документах. Потребовались тысячелетия, чтобы сформировались сегодняшние направления экономи-ческой науки. Их пять: 1) неоклассическое, 2) неокейнсианское, 3) неоин-ституционное, 4) неолиберальное, 5) марксистское. Последнее направле-ние из-за развала СССР и мировой социалистической системы переживает сегодня нелегкие времена. Одна часть ортодоксальных марксистов оконча-тельно к бесповоротно порвала с марксизмом. Другая часть не изменила своим принципам, оставаясь ортодоксами. Наконец, третья часть трезво оценивает огромный вклад К. Маркса в «золотой фонд» экономической мысли, не ограничиваясь, однако, им. Дань уважения К. Марксу отдают не только его сторонники, но и противники. Вот что пишет американский экономист с мировым именем, представитель неоинституционного направления Роберт Хайлбронер: «Чтобы понять основные цели экономики как науки, лучше всего обра-титься к трудам трех величайших экономистов: Адама Смита, Карла Мар-кса и Джона Мейнарда Кейнса». Предложенный Р. Хайлбронером список выдающихся экономистов необходимо дополнить такими именами, как Давид Рикардо, Альфред Маршалл, Пол Самуэльсон и Милтон Фридмен. 1. Идейно – теоретические условия формирования экономического учения А. Маршалла В 90-е годы XIX в. сформировалась новая школа в буржуазной по-литической экономии, получившая название англо-американской. Главой английской, или кембриджской, школы был Альфред Маршалл (1842 – 1924). В конце XIX – начале XX в. усилился рост концентрации и монопо-лизации капиталистического производства. Буржуазные экономисты, стремясь приспособиться к новой обстановке, занялись разработкой основ экономической политики капиталистической фирмы. Маршалл обстоя-тельно изложил теоретические основы кембриджской школы, попытался развить принципы маржинализма, преодолеть противоречивость теории предельной полезности и теории факторов производства, сосредоточив ос-новное внимание на создании развернутой теории цены. Возникнув в эпоху зарождения монополистического капитализма и резкого обострения классовой борьбы, англоамериканская школа искала новые приемы защиты капитализма. Экономисты этой школы пытались противопоставить экономическому учению марксизма свои теории. Но эти теории предлагали компромиссное объединение в систему понятий и кате-горий, заимствованных из различных концепций Сэя, Сениора, Мальтуса и Госсена, Джевонса, Менгера, Бем-Баверка, Визера и др. Популярность англо-американской школы объяснялась тем, что апологетика капитализма была облачена в академическую форму, а пред-лагаемые компромиссные теории выдавались за синтетические концепции, оснащались математическим аппаратом. Кроме того, рассматриваемая школа, взявшись за изучение закономерностей взаимодействия цены, спроса и предложения, выдвинула ряд идей, получивших широкое распро-странение в современной экономической науке (идея об эластичности спроса и предложения по цене, идея о представительной фирме как основе для анализа закономерностей предложения и некоторые другие). Маржиналь в переводе с французского означает предельный (до-полнительный, добавочный). Маржинализм характеризуется следующими положениями: 1) использованием предельных величин в анализе экономи-ческих процессов (предельная полезность и предельная производитель-ность); 2) исследованием поверхностных форм экономической жизни, причем исходным выступает изучение человеческих потребностей; 3) све-дением предмета экономической науки к изучению рационального распре-деления ограниченных ресурсов. Возникновение маржинализма тесно, как уже говорилось, связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним особенно относятся: А. Курно, который сделал одну из первых попыток исследования экономи-ческих явлений с помощью математических методов; И. Г. фон Тюнен, положивший начало теории размещения производительных сил и исследо-ванию вопроса о предельной производительности; Г. Г. Госсен, который важнейшие экономические процессы пытался объяснить с позиции идеи максимума полезности. Маржиналистская революция проходила в два этапа: первый этап – 70-е годы XIX в., когда на базе работ математиков-экономистов возникла математическая школа экономической науки. К ее представителям отно-сятся: У. С. Джевонс, который главную проблему экономической науки видел в изучении потребления; К. Менгер, Л. Вальрас. Второй этап маржиналистской революции – 90-е годы XIX в. Этот этап связан с именами: Д. Б. Кларка и А. Маршалла. В конце XIX - начале XX в. возникли крупные капиталистические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эф-фективной экономической политики объединений и фирм и это явилось причиной возникновения кембриджской школы. С нею связано развитие нового раздела экономической теории – микроэкономики. В основе этой шкалы лежит доктрина маржинализма. Отличие ее от австрийской школы состоит, в частности, в том, что сделана попытка устранения противоречий в теории предельной полезности. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., 1998 2. Всемирная история, Под ред. Сидоровой А. Н., т. V, М., 1957. 3. Сурин А. И., История экономики и экономических учений, М., 1999. 4. Титова Н. Е., История экономических учений, М., 1997. 5. Шишкин А. Ф., Экономическая теория, М., 1996. 6. Экономическая история, под ред. Полянского Ф. А., М., 1986. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru