Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ ID работы - 729070 искусство (дипломная работа) количество страниц - 85 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава I. "Серебряный век" русской культуры в аспекте эстетики эксперимента 6 1.1. Характеристика серебряного века 6 1.2. Эстетика эксперимента 19 Глава II. Театральное искусство на рубеже XIX-XX вв. 30 2.1. Характеристика театрального искусства 30 2.2. Творческие поиски В.Э. Мейерхольда……………………………………….40 2.3. Творческие поиски А. Таирова 65 Заключение 80 Библиография 83 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность изучения темы заключается в обращении к эстетке эксперимента на материале театра. Специфика театра, его уникальность, заключающаяся в том, что в каждом конкретном представлении осуществляется эстетический опыт многих, незаменимы для изучения эстетики эксперимента в культуре начала XX века. Более того, можно отдельно выделить и особую претензию театра - стать экспериментальным, которая нашла свое выражение в целом ряде собственно-театральных концептуальных разработок, в дальнейшем актуализированных теоретической мыслью. Помимо этого важнейшей чертой театра необходимо признать то, что все новационное содержание творческих поисков апробировано им на практике. Сегодня, столетие спустя после могучего взлета русской культуры, обозначенного в науке как "Серебряный век", можно попытаться более или менее адекватно прояснить его основные параметры и характеристики, понять проблемы, волновавшие творцов и мыслителей того удивительного, духовно и художественно насыщенно: времени, выявить созданные ими ценности. И многое уже делается в этом направлении, особенно в плане изучения литературы, искусства, религиозной философии. Между тем эстетика Серебряного века специально и систематически до сих пор не исследовалась. Цель работы состоит в разработке нового подхода к театральной эстетике в контексте культуры начала XX века. Цель исследования определяют следующие задачи: дать характеристику серебряного века как феномена русской культуры начала XX века; раскрыть специфику эстетики эксперимента; проанализировать театральное искусство на рубеже 19-20 вв., в частности дать понятие театрального искусства, охарактеризовать творческие поиски В.Э. Мейерхольда, охарактеризовать творческие поиски А. Таирова. Объект исследования - театральные эксперименты Серебряного века. Предмет исследования - творчество великих деятелей театра В.Э. Мейерхольда и А. Таирова. Методология исследования. Проведенное исследование опирается на принципы междисциплинарного подхода к изучению культуры и сравнительного контекстуального анализа развития ее отдельных отраслей. Кроме того, материал излагается сквозь призму анализа собственно театральной практики. В этой связи используется метод аналитической реконструкции системы идей ведущих реформаторов эстетики театра XX века. Научная новизна диссертации состоит в том, что обосновывается трактовка театра XX века как "практической эстетики". Эстетика в театре XX века определяется как особая "антропологическая" модель мира, согласно которой человек обретает себя в качестве активно-вовлеченного и действующего субъекта культуры; Хронологические рамки исследования: конец 1890-1922 гг. Степень разработанности темы. Становление эстетики эксперимента происходило на фундаменте теоретических разработок проблематики событийности в философии: Ф. Ницше, который придает статус иррационального и эвристического события факту самоочевидности, достоверности и самоценности жизни; Э. Гуссерля, обнаружившего событийность "чистого переживания", укорененного в "жизненном мире", а также в субъектности Другого; М. Бахтина, исследовавшего диалогическую природу события и аксиологическую значимость самопреодоления (события поступка); М. Хайдегтера, трактовавшего событие как непрерывное проявление-саморазвертывание Бытия и взаимопринадлежность бытия и времени; Ж. Делеза, согласно которому, событие - это идеальная сингулярность явленности смысла. При всем разнообразии подходов и оценок в исследовании феномена театра в XX веке сложился круг авторов, эстетические теории которых были направлены на развитие проблематики, опирающейся на новое понимание искусства и жизни. Исследование театральной эстетики осуществляется на основе анализа теоретического наследия таких выдающихся театральных деятелей минувшего столетия, как А. Арго, Б. Брехт, П. Брук, Е. Гротовский, Н. Евреинов, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, М.А. Чехов. Выбор этих фигур обусловлен тем, что авангардный опыт создания философско-эстетической антропологической модели театра как "философии в действии" способствовал его дальнейшему развитию. Кроме того, теоретически обоснованные художественные разработки новаторов, апробированные на сцене, стали принципиальной основой языка художественной выразительности театра XX века, расширив и углубив его лексику. Эти авторы представили собственные эмпирически-обоснованные разработки концепций актерского творчества, оказавшие огромное влияние на становление театра современности. Помимо этого, работа опирается на опыт теоретического театроведения и искусствознания, представленных такими именами как: Ю.М. Барбой, СП. Батракова, Н.З. Башинджагян, А.Л. Бобылева, Л. Бюклинг, Ю.Б. Елагин, Е.М. Костина, Д. Кошут, В.И. Максимов, Т.Б. Проскурникова, Б.И. Ростоцкий, Н.Н. Сибиряков, И.П. Уварова, Л. Фляшен, Е.В. Шахматова, М.Е. Швыдкой, Ж. Шенье-Жардон, Р.К. Шуттинг. Реконструкции атмосферы театральной жизни Серебряного века во многом способствует обращение к таким источникам, как воспоминания и материалы периодической печати. В силу специфики работы была использована незначительная часть опубликованных мемуаров деятелей театра начала века. Это воспоминания К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, А.Н.Бенуа, А.Я.Головина, А.Г.Коонен. Из использованных в работе материалов периодической печати, прежде всего, следует отметить еженедельник "Театр и искусство", выходивший под редакцией А.Р.Кугеля, а также такие издания, посвященные театру, как "Обозрение театров", "Театральная газета", "Актер", а кроме того общехудожественные издания: "Мир искусства", "Аполлон", "Весы", "Золотое руно". Работа состоит из введения, двух глав и заключения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968. 2. Мейерхольд В. Э. Наследие. - М., 1998. 3. Мейерхольд В. Э. К истории творческого метода. - СПб., 1998. 4. Таиров А. Я., О театре. - М., 1970. 5. В.Э. Мейерхольд об искусстве театра [Публикация стенограмм выступлений и бесед В.Э. Мейерхольда. 1926-1936. С примеч. А. Февранского] // Театр. 1957. № 3. С. 112-127. 6. Мейерхольд В.Э. Бебутов В.М., Аксенов И.А. Амплуа актера. - М., 1922. Литература 7. Белый А. Театр и современная драма // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 153 - 167. 8. Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970 9. Головащенко Ю., Режиссёрское искусство А. Таирова. - М., 1970. 10. Громов В. Замысел постановки // Творческое наследие В.Э. Мейерхольда.- М., 1978. 11. Громов П.П. Написанное и ненаписанное. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994. - 351 с. - 5000 экз. - (Из книг для очень умных). 12. Елагин Ю. Всеволод Мейерхольд - темный гений. - М.: Вагриус, 1998. - 366 с. - 5000 экз. 13. Жихарев, С. П.Записки современника / С. П. Жихарев. - М. : Захаров, 2004. - 559 с. 14. Золотницкий Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью. - М., 1999. 15. Марков П.А. О Таирове. - В кн.: Марков П.А. О театре, т. 2. М., 1974 16. Мейерхольд в русской театральной критике: 1892-1918 / Сост. и коммент. Н.В. Песочинского, Е.А. Кухты, Н.А. Таршис. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. - 527 с. - 2000 экз. 17. Мейерхольд В.Э. "Пиковая дама": Замысел, воплощение, судьба: Документы и материалы / Сост., вступ. статья и коммент. В.Г. Копытовой. СПб.: Композитор, 1994. - 406 с. - 3000 экз. 18. Мейерхольд репетирует: В 2 т. / Сост. и коммент. М.М. Ситковецкой. Вступ. тексты к стенограммам М.М. Ситковецкой и О.М. Фельдмана, заключит. статья Б. Зингермана. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993. - 272, 431 с. - 5000 экз. 19. Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи / Сост. Н.В. Песочинский. - СПб.: КультИнформПресс, 1998. - 247 с. - 1000 экз. 20. Мейерхольдовский сборник. - М., 1992-2000. Вып. 1-2. 21. Мейерхольдовский сборник: Вып. 1: В 2 т. / Сост. А.А. Шерель. - М.: Творч. центр им. Вс. Мейерхольда, 1992. - 399, 288 с. 22. Николаевич С.И. Таиров. (К 100-летию со дня рождения). М., 1985 23. Олимпиева Е.В. Демократизм или аристократизм? (о двух тенденциях развития русской культуры рубежа XIX - XX веков) //Проблемы образования одаренных учащихся: тезисы научно-практической конференции 16-18 мая 1995 г., Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1995. - СУНЦ УрГУ. - с.69-71. 24. Олимпиева Е.В. Изучение истории русского театра Серебряного века в рамках курсов мировой художественной культуры, истории и литературы. //Педагогика развития в образовательной практике. Психолого-педагогические условия раскрытия и развития возможностей ребенка и школьника: тезисы городских педагогических чтений 14 октября - 4 ноября 1997 г., Екатеринбург: Дом учителя, 1997. - Управление образования администрации Екатеринбурга. - Вып. 15. -Ч.1.-С.78-80. 25. Олимпиева Е.В. Театральные синтетические искания Серебряного века //Культура XX века: персоналии и проблемы: Сб.научных трудов //Екатеринбург: Урал.ун-т, 1997. 56 с. (рукопись депонирована в ИНИОН 24.07.97. №52862, сс.23-27). 26. Олимпиева Е.В. Уроки театра //Гуманитарный вектор, № 2, Чита, 1997, с.114-И 7 27. Песочинский Н. Проблемы актерского искусства в театральной концепции В. Э. Мейерхольда. С-ПБ.,1983. 28. Попов А. Д., Художественная целостность спектакля. - М., 1959. 29. Режиссерское искусство Таирова. М., 1987 30. Родина Т. М., А. Блок и русский театр начала XX века, М., 1972. 31. Ростоцкий Б. И., Модернизм в театре, в кн.: Русская художественная культура конца ХIХ - начала XX века. (1895 - 1907), Т.1. - М., 1968. 32. Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда. - М., 1960. 33. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. - М., 1969. 34. Русский авангард в кругу европейской культуры. - М., 1993. 35. Русский драматический театр конца 19 - начала 20 вв. - М., 2000. 36. Силантьева И.И. Эзотерическая философия Г.И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда. // Катарсис. Альманах. - М., 1994, С.57-66. 37. Строева М., Режиссерские искания Станиславского. - М., 1973. 38. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970 39. Тарабукин Н.М. О В.Э. Мейерхольде / Сост. О.М. Фельдман. - М.: О.Г.И., 1998. - 110 с. - 1000 экз. 40. Ширинский, Н. А.Боги сцены Российской империи : Жизнь на подмостках и за кулисами / Н. А. Ширинский. - М. : Московский журнал. История государства Российского, 2004. - 343 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru