Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Современное народное искусство Увинского района ID работы - 608267 искусство (курсовая работа) количество страниц - 18 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ПЛАН: 1. Введение 2. История создания дома ремесел – кладовой народного искусства Увинского района. 3. Общие сведения о мастерах и анализ их деятельности. 4. Художественно – образный мир современного народного искусства мастеров Увинского района Удмуртии. 5. Заключение 6. Список литературных источников ВВЕДЕНИЕ: Введение. Один из немногочисленных на сегодняшний день творческих коллективов на территории Удмуртской республики – Узей-Туклинский дом художественных ремесел. Название происходит от места создания – д. Узей-Тукля. Здесь наблюдается развитие современных народных промыслов Удмуртии, а точнее Увинского района. Только здесь в полной мере происходит становление и расцвет современного народного искусства, характерного для Увинского района в целом. В основном это деревянная посуда, скульптурные композиции, керамические подвески, панно, соломенные куклы, ткачество и многое другое. Особенность данного дома ремесел в следовании мифологическим образам у удмуртов, а также возрождение, сохранение и донесение до будущих поколений уже забываемых ими обрядов, обычаев, традиций и приемов изготовления тех или иных предметов быта, одежды, украшений. Не каждый возьмется за такой нелегкий труд, особенно в нынешнее время, когда уже уходят многие вещи в сторону, забываются технологии изготовления изделий, присущие этому региону, несмотря на то, что декоративно – прикладное искусство имеет очень древнюю историю. О чем свидетельствуют многочисленные археологические открытия. Истоки его уходят в глубокую древность, к культурам финно-пермского племен, населявших территорию Западного Приуралья [9, с.5]. По замечанию К.М.Климова «Западное Приуралье, куда входит Удмуртия, своеобразный историко-этнографический регион, географически расположенный на границе Азии и Европы, леса степи; … издавна являлось родиной яркой, глубоко самобытной, глубоко самобытной, художественной культуры…» [16, с.27]. Но в сложное время технической революции ее прогресса, время всеобщей модернизации очень сложно, на мой взгляд, уделить внимание старому, прошлому не только чисто в духовном плане, но и в материальном: не хватает средств, времени и сил. У каждого народа свое декоративно-прикладное искусство, основанное на образе жизни, мировоззрении, легендах и преданиях. Следовательно, можно сказать, что народ «рождает» свое неповторимое и оригинальное искусство. Но необходима и творческая идея мастера, чтобы изделие быта было действительно произведением искусства, а не только предметом быта: посудой, одеждой, мебелью. Данная работа является не только анализом и характеристикой деятельности Узей – Туклинского дома ремесел, но и обобщающим разделом творческого наследия по современному народному искусству всего Увинского района. Весь материал собран на основании подлинных работ, устных и письменных источников и является весьма актуальным и значимым, так как это искусство живет и развивается вместе с нами в наши дни, и является доступным для изучения и анализа своего родного промысла и ремесла. Изучению удмуртского народного искусства посвящено немало трудов [2,4,11,12,13,17]. Рассмотрены творческие проблемы современных народных художественных промыслов в Удмуртии, собранные в сборник статей [16]. Н.С.Королева рассматривает в своей статье актуальные проблемы теории и практики народно-художественных промыслов: «искусство народных художественных промыслов также, как и народное творчество, не стоит на месте. Она постоянно изменяется как в форме, так и в содержании, и выдвигает в своем развитии все новые и новые проблемы». [16, с.13]. Другая статья Гартиг В.О.: «Взаимосвязи самодеятельного и традиционного крестьянского искусства Удмуртии» о том, что «…и самодеятельные умельцы, и художники профессионалы относятся к традиционному искусству, как к основе, на которой возможны поиски новых его форм, разработка различных вариантов этих форм.» [16, с.41-45]. Но в данном случае нельзя говорить о самодеятельном искусстве, хотя и есть самостоятельные поиски, разработки новых форм, нельзя говорить и о их непрофессионализме – это мифологические персонажи и вещи, выполненные в традициях удмуртского ремесла, рожденные фантазией и творческими возможностями мастеров. Так же представлены статьи многих других исследователей: Шумилова Е.Ф. «О роли и месте декоративного искусства в художественной культуре УАССР» [16, с.52-89]; Концедикас А.С. [16,с.14-26]; Климова К.М. «Современное народное декоративное искусство удмуртов», в которой сказано о бытовании на территории республики трех основных форм народного декоративного искусства [16, с.27-40]. Но все же, по мнению многих искусствоведов и исследователей, ярко выраженным искусством на территории Удмуртии является ткачество. И изучением этой темы занимаются активно. Это в первую очередь К.М.Климов, а также Крюкова Т.А., БелицерВ.Н., Хорошавина А.Г. и многие другие [2,10,12,13,17]. А изучению резьбы по дереву и бересте отведено меньше. Узей-Туклинский дом ремесел Увинского района за основу своей деятельности берет именно эти виды ДПИ, не исключая при этом и другие ремесла. Зачастую это связано как с творческими возможностями и видениями мастеров, так и с продолжением и развитием традиций и ремесел, характерных для этой местности. Не случайно и обращение к мифологическим представлениям и легендам. По точному замечанию Владыкина В.Е. [6, с.6] исключительный интерес представляет исследование религиозно – мифологической картины мира народа, под которой «… понимается целостная совокупность представлений о мирозданий и его происхождении и строении, о действующих в нем закономерностях, о месте человека в его природном и социальном окружении…, то есть … традиционное мировоззрение любого народа неадекватно отражает природно – социальную среду жизнедеятельности этноса». Отсюда и многочисленные изображения, связанные с земледелием, бортничество. Гораздо меньше сюжетов, изображающих рыбную ловлю. В трудах В.Е.Владыкина и Христолюбовой Л.С. сказано: «Удмурты почитали большое количество богов, божеств, духов и всевозможных мифологических существ» [7, с.107]. И опираясь на всевозможные источники, мастера Увинского района создают свои сюжеты, заслуживающие всеобщего обозрения и изучения, которые являются частью современного народного искусства Удмуртии в целом. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы. 1. Атаманов М.Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск: Удмуртия, 2001. 2. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 3. Ватка но Калмез. Удмурт калык легендаос но преданиос. Ижевск: Удмуртия, 1971. 4. Виноградов С.Н. Удмуртская одежда. Ижевск, 1974. 5. Виноградов С.Н. Развитие традиционных изобразительных мотивов удмуртов.//Вестник Удмуртского университета. Научно-публицистический журнал. Ижевск, №5, с.32-45,1994. 6. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 7. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. 8. Жилин С. Не на пустом месте//МК в Ижевске. Ижевск, №46 (268), 2002. 9. Климов К.М. Ансамль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв. Монография. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. 320с. 10. Климов К.М. Удмуртский текстильный орнамент как диалог культур. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. 11. Климов К.М. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988. 12. Климов К.М. Удмуртское народное ткачество. Ижевск: Удмуртия, 1979. 13. Крюкова Т.А.Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск – Л.: Удмуртия, 1973. 158с. 14. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа. Литературная обработка Кралиной Н. Ижевск: Удмуртия, 1995. 15. Пудов А.И. История Увинских деревень: учебное издание. Ува, 2000. 16. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов Удмуртской АССР: Сб. статей. Ижевск, 1983. 17. Хорошавина А.Г. Удмуртский народный орнамент. Ижевск: Удмуртия,1964. 18. Шумилов Е.Ф. Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии: Сб. статей. Ижевск, 1974. 19. Эдинг Д.И. Резная скульптура Урала. М.: Изд-во Государственного исторического музея, 1940. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru