Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Правовой режим коммерческой тайны и ее охрана ID работы - 615379 гражданское право (курсовая работа) количество страниц - 42 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие, сущность, историческое развитие защиты коммерческой тайны 4 1.1. Исторические аспекты защиты коммерческой тайны 4 1.2. Сущность понятия коммерческая тайна 5 1.3. Объекты интеллектуальной собственности в современном законодательстве 7 1.4. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну 13 2. Законодательное регулирование области защиты коммерческой тайны 15 2.1. Регулирование вопросов о коммерческой тайне до принятия нового законодательства 15 2.2. Содержание закона "О коммерческой тайне" 18 2.3. Сравнение нового федерального закона “О коммерческой тайне” с предыдущим законодательством 19 3. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны, определение возможностей для ее применения в Российском законодательстве 26 Заключение 39 Список литературы 42 ВВЕДЕНИЕ: Введение В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности. Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей "тайной войне". Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников. Настоящее издание содержит справочный материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов. Именно этим и определяется актуальность данной темы. В то же время принятие и применение на практике общих норм, регулирующих отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок ее защиты как объекта отношений, а также прав граждан и юридических лиц как авторов и собственников информационного продукта и услуг, невозможны без четких границ, определяющих сферу информации как объекта права. До принятия Гражданского Кодекса отсутствие таких границ было одной из главных причин, усложняющих регулирование правовых отношений в информационной сфере. С вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ в правовой практике России информация впервые законодательно определяется как объект права (ст. 128), однако само понятие "информация" при этом не раскрывается. Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правового регулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне. 1. Понятие, сущность, историческое развитие защиты коммерческой тайны 1.1. Исторические аспекты защиты коммерческой тайны Правителями государств в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства. В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово "тайна". Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ. Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства (речь идет о современном понятии "ноу-хау"). Торговую тайну составляли элементы индивидуальности, например, знание мест закупки товаров, списки покупателей и иное. Коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия. Тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность в современном понимании. В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режим промысловой тайны основан на принципе свободы конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и иное) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний или взыскание убытков по гражданским искам). Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 года в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новая власть весьма быстро осознала, что предприятие должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. На первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера. В 1926 году ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений. Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя может существовать в различных формах. Впервые о коммерческой тайне и праве на ее защиту упоминалось в статье 33 Закона СССР "О предприятиях в СССР" и в статье 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в статьях 10 и 15 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В мае 1991 года были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в статье 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства, действующий в настоящее время и регулирующий защиту "ноу-хау". 1.2. Сущность понятия коммерческая тайна Степень защиты информации, которой владеют учрежден СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 2. Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 3. Гражданский кодекс Российской Федерации 4. Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» 5. Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны. Экономика и жизнь от 24.12.2005 6. Вихорев С. Конфиденциальная информация и законодательство Российской Федерации. Банковские технологии, №9, 2005 7. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. М.:ООО «Инкомбук», 2005. 8. Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. М.: Универсум, 1991. 9. Завалюнюк А. Защита информации глазами юриста. Журнал CSO, №1, 2005 10. Защита коммерческой информации. Теория и практика. - М., 2005 11. Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей информации). М.: ЭКО-консалтинг, 1992. 12. Казакевич О.Ю. и др. Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов). М.: Объединение УППИКС, 1992. 13. Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны. Издание СпбГУ, №5, 2004 14. Комментарий закона о коммерческой тайне. Марушко Э. - М., 2004 15. Круглый стол "Проект федерального закона "О коммерческой тайне"" Москва, 30.10.2003 г. 16. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны Фонд развития парламентаризма в России в октябре 2003 г. 17. Отнюкова Г. Коммерческая тайна: комментарии и толкования. – М, 2004 18. Павлов А.П., Смирнов Е.Е. Вопросы информационной безопасности. – М, 2003 19. Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). - М, 1998 20. Раевский Г.И. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации // «Частный сыск». - 2004. - N4. 21. Розенберг В. Промысловая тайна. СПб, 1910 22. Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законность. - 2005. - N1 23. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М., 2005 24. Фурсенко А. «На смену проекту IV части Гражданского кодекса придут законы прямого действия». Новости от 24.12.2002 г. 25. Экспертное заключение на проект федерального закона "О коммерческой тайне" Фонд развития парламентаризма в России, май 2003 г. 26. Экспертное заключение на федеральный закон "О коммерческой тайне" Фонд развития парламентаризма в России, ноябрь 2004 г. 27. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. М.: Международные отношения. - «Летописец». - 2004. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru