Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ЭЛЕКТРОНННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ID работы - 733411 гражданское право (дипломная работа) количество страниц - 77 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. 3-13 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ. 1.1. Информационные агентства в Интернете. 14-17 1.2. Сетевые версии традиционных печатных изданий. 17-24 1.3. Сетевые версии каналов телевидения и радио. 24-27 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ. 2.1. Интернет и пробелы в праве. 28-29 2.2. Особенности правоотношений по выпуску традиционных печатных СМИ. 29-32 2.3. Аналогия права: особенности правоотношений по выпуску электронных СМИ. 2.3.1. Основные понятия. 32-34 2.3.2. Регистрация электронного СМИ. 34-41 2.3.3. Обязательный экземпляр электронного СМИ. 41-42 2.3.4. Налогообложение электронного СМИ. 42-44 2.4. Авторский договор в электронных СМИ. 2.4.1. Проблема исполнения законодательства об авторском праве. 45-46 2.4.2. Понятие авторского договора. 46-47 2.4.3. Свобода заключения и обязанность исполнения. 47-48 2.4.4. Форма авторского договора в электронных СМИ. 48-50 2.4.5. Содержание общего (генерального) договора. 50-53 2.4.6. Договор на отдельные произведения. 53 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ. 3.1. Роль судебного прецедента в российском праве. 54-56 3.2. Практика СПИС по решению вопросов, связанных с распространением ложных сведений в электронных СМИ 56-61 3.3. Практика СПИС по решению дел о вторжении в частную жизнь. 62-67 3.4. Государственная тайна и доступ к правительственной информации. 67-72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73-74 Список использованных источников и литературы 75-77 ВВЕДЕНИЕ: Динамика развития электронных СМИ - в мире вообще и в России в частности - предвещает великие перемены всем и вся. До 1993 года средств массовой информации, в общепринятом понимании этого термина, в информационном пространстве Интернета не существовало вовсе. Одинокие научные журналы общались с коллегами, публиковали электронные архивы, базы данных для профессионалов. Помещать в Интернет новостные блоки отваживались только пионеры Сети вроде "Reuters" и "New York Times". На вопрос о непроизводительных затратах мудрые акулы западных масс-медиа отвечали: "Да, у Интернета нет аудитории. Но за ним будущее. Когда аудитория придет в Сеть, она найдет там именно мою газету, уже обжившую пространство. Тогда поговорим о затратах и прибылях"1. Привычно относимое к будущему информационное общество представляет собой реальность сегодняшнего дня и в России. Все чаще можно увидеть в традиционных СМИ ссылку на Газета.ру и Лента.ру, другие сетевые СМИ, все больше печатных изданий обзаводятся своими электронными версиями в Интернете, не говоря уже о многочисленности компакт - дисках с мультимедиа-продукцией (энциклопедии, учебники на компакт-дисках, распространение правовых баз данных). И если в XV в. появилась книга, в XVII в. - журнал, в начале XX в. - радио, в середине XX в.- телевидение (речь идет о реальном внедрении), то в конце XX в. - совершенно иной вид источника информации - Интернет. Очевидно, что само понятие "средство массовой информации" претерпевает некоторые изменения, которые касаются, прежде всего, способов распространения информации. Но, если общество в силу объективных причин признало, что новый вид коммуникации стал по сути дела глобальным средством массовой информации, то право, как регулятор общественных отношений, установило огромную пропасть между понятием информации, размещенной на сайте в Интернете, и понятием информации, подпадающей под признаки СМИ в смысле положений Закона Российской Федерации о средствах массовой информации (далее Закон о СМИ)2. Так, как следует из смысла ст. 2 "Основные понятия", под средством массовой информации понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Термин "иные СМИ" затем раскрывается в ст. 24, устанавливающей, что правовой режим печатных и аудиовизуальных СМИ распространяется и на "иные СМИ", к которым относятся периодические печатные издания, распространяемые тиражом не менее 1000 экземпляров. Тексты этих изданий создаются с помощью компьютера и (или) хранятся в банках и базах данных, как и в иных СМИ, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Понятно, что закон создавался во времена, когда законодатели не представляли отчетливо природу информационных сетей и существующего в них содержания, видимо, поэтому перепутали способ хранения и способ создания продукции (сейчас продукция традиционных СМИ сплошь и рядом создается с помощью компьютера) со способом ее распространения и использования. Тем не менее, известная нормотворческая уловка - "иные СМИ" действует, оставляя список открытым и предоставляя тем самым различные трактовки закона. Впервые проблема толкования норм закона возникла 19 декабря 1999 года в день выборов в Государственную Думу. В течение этого дня Фонд эффективной политики под руководством Глеба Павловского на сайте http://www.election99.com проводил исследования общественного мнения по методике "exit poll" и публиковал их в режиме on-line. Через несколько дней в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ обратилась Генеральная прокуратура в связи с проведением проверки по обращению Председателя Центральной избирательной комиссии Вешнякова А.А. и начальника Центрального штаба избирательного блока "Отечество-Вся Россия" Бооса Г.В. В обращении содержалась просьба дать разъяснение о возможности отнесения к нарушению законодательства о СМИ и избирательного законодательства публикаций в Интернете опросов общественного мнения и иных социологических данных в день проведения выборов. Логика СПИС по данному вопросу была следующей: В смысле пункта 2 ст. 8 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"3 под предвыборной агитацией понимается осуществление деятельности, побуждающей или имеющей целью побудить избирателей к участию в выборах, а также голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный ЦИК РФ федеральный список кандидатов или против него. В смысле подпункта "г" пункта 1 статьи 52 предвыборная агитация может производиться в "иных не запрещенных законом формах" - "иных" от указанных подпунктами "а","б","в" данной статьи. Исходя из вышеизложенного, Судебная палата решила: a) публикация данных опроса общественного мнения в Интернете является предвыборной агитацией, так как побуждала к участию в выборах, а также голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный ЦИК РФ федеральный список кандидатов или против него; b) агитация проводилась в "иной не запрещенной законом форме"; c) в данном случае было нарушено избирательное законодательство РФ, так как в соответствии с п. 1. ст. 53 предвыборная агитация в любой форме в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Однако, Судебная палата также решила, что телеканалы ("ОРТ", "РТР", "НТВ" и другие), поместившие в дневные часы в день голосования информацию об открытии сайта в Интернете, на котором можно было ознакомиться с результатом опросов общественного мнения по результатам голосования, могут быть привлечены к ответственности в смысле пункта 3 ст. 54, только в случае, если обнародование данной информации произошло с указанием адресов названных выше сайтов. В случае если данная информация распространялась без указания на конкретные адреса в Интернете как констатация факта существования подобного, каналы не могут быть привлечены к ответственности. Вынесение СПИС данных решений (в юридической терминологии судебный прецедент) повлекло за собой заявление Александра Вешнякова о том, что в ходе компании по выборам Президента РФ Интернет будет рассматриваться как средство массовой информации, а к создателям сайта в случае нарушения ими избирательного законодательства будут применяться те же штрафные санкции, что и к другим СМИ. Правда, через несколько недель данная позиция была дезавуирована следующим заявлением председателя Центризбиркома: "рассматривать Интернет как средство массой информации в чистом виде у нас действительно нет достаточных правовых оснований"4. Таким образом, нельзя объявить Интернет средством массовой информации со всеми вытекающими отсюда последствиями или однозначно заявить, что законодательство о СМИ распространяется в равной степени и на средства массовой информации, представленные в Интернете. Можно лишь объявить, что формируется новый объект правового регулирования (это уже не СМИ в смысле Закона). Решение данной проблемы, которая представляется очень актуальной в настоящее время, целесообразно производить по следующим направлениям. Во-первых, необходимо создать правовые основы для использования глобальной сети Интернет органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Только определившись на законодательном уровне с такими понятиями как "Интернет", "адрес в интерсети", "российский сегмент интерсети", "электронная почта" и другие, можно перейти к определению субъектов правоотношений, складывающихся в электронных СМИ. Первые попытки решения данного вопроса были предприняты в мае 2000 г. на Парламентских слушаниях "О правовом регулировании сети Интернет в Российской Федерации". Был представлен проект федерального закона "О регулировании российского сегмента сети Интернет"5. В качестве основных проблем, которые должен урегулировать этот закон, были определены: безопасность персональных данных, договорные отношения посредством интерсети, защита от информационных атак на электронные почтовые ящики. Во-вторых, необходимо принятие специального Закона об электронных СМИ. Целью дипломной работы будет попытка провести на основании действующего закона о СМИ некоторую аналогию с юридической целью ликвидации пробела в законодательстве, связанного с недостаточно четким представлением о правовом статусе электронных СМИ. При этом будем учитывать тот факт, что современные тенденции развития технологической базы распространения СМИ и реальные процессы интеграции различных видов средств массовой информации на базе высоких технологий обусловили как следствие создание специального Закона об электронных СМИ, а также внесение некоторых поправок в уже существующее законодательство. Например, в Федеральном законе "О рекламе" - требуется решить вопрос об использование баннерной рекламы в сети: происходит ли нарушение имущественных интересов рекламодателя в случае отключения пользователем, работающим в режиме он-лайн, сервера баннерной рекламы. Неясно и то, как распространять запрет на рекламу оружия до 22 часов местного время, на электронное СМИ, имеющего зеркало на другом конце страны. Остается открытым изложенный выше вопрос об использовании Интернета в избирательных компаниях. В третьих, это распространение уже существующих норм на новые правоотношения путем их расширенного толкования. Такую возможность проиллюстрировала практика СПИС, которая наглядно показывает, что российское законодательство можно и нужно использовать, решая проблемы, связанные с Интернетом, распространением норм права на более широкий круг правоотношений, то есть, проводя аналогию права. Для достижения наибольшего эффекта необходимо выбрать адекватную юридическую форму регулирования правоотношений, складывающихся в электронных СМИ. При этом работу целесообразно производить в рамках единой программы по всем трем направлениям. Тема дипломной работы является очень актуальной на сегодняшний день. Она касается правоотношений, возникающих в сфере, по сути дела, неурегулированной законодателем. В связи с этим в рамках дипломной работы, прежде всего, необходимо решить следующие задачи: 1. Определить основные типы "иных" СМИ: информационные агентства, сетевые версии традиционных печатных изданий, сетевые версии каналов радио и телевидения. 2. Провести аналогию права на правоотношения, складывающиеся в электронных СМИ. 3. Рассмотреть и проанализировать примеры из практики СПИС по решению споров в электронных СМИ. Исходя из выбранной цели и поставленных задач была выбрана следующая структура дипломной работы: введение, три главы и заключение. В первой главе выделяется критерий, по которому сайт в Интернете может быть признан средством массой информации. Это - регистрация его ресурсов в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Выделяются три основные типа электронных СМИ и некоторые преимущества электронной версии СМИ газеты или журнала перед традиционной печатной. Во второй главе определяется характер правоотношения по выпуску электронного СМИ и его субъективная часть. Приводится процедура регистрации сетевого СМИ, в том числе указываются причины отказа в получении лицензии и критерии освобождения от регистрации вообще. В связи с последнем делается попытка дать определения "периодичности" и "тиража" электронного СМИ. Особое внимание уделяется требованию о соблюдении норм авторского права и необходимости заключения авторского договора, содержащего пункт о праве органа СМИ поместить произведение и в Интернете. В третьей главе приводятся примеры из практики деятельности СПИС по рассмотрению конкретных вопросов: клевета, вторжение в частную жизнь, оскорбление государственных органов и должностных лиц, право на доступ к информации, составляющей государственную тайну. Анализируется логика действий и методика вынесения решений по каждому конкретному делу. В качестве основных источников для написания работы использованы следующие нормативно-правовые акты, нормы которых были распространены на правоотношения по выпуску электронного СМИ: - по наиболее общим вопросам правового режима функционирования информационных сетей и их государственного регулирования: • Конституция Российской Федерации; • Гражданский кодекс Российской Федерации; • Закон РФ "О средствах массовой информации"; • Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"; • Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"; • Федеральный закон "О связи"; - по вопросам охраны исключительных прав авторов публикаций в СМИ, циркулирующих в Интернете: • Уголовный кодекс Российской Федерации; • Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"; • Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"; • Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; - по вопросам права журналистов на поиск, получение и распространение информации и другим вопросам журналисткой этики: • Закон РФ "О государственной тайне"; • Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"; • Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ". Развитие законодательства о правовом регулировании сети Интернет в целом и регулировании электронных СМИ в частности должно идти с опорой на общепризнанные нормы и принципы международного, в первую очередь, общеевропейского права, документы ООН и ЮНЕСКО, рекомендации Совета Европы, с учетом директив Европейского Союза, решений Международной Федерации Журналистов и других неправительственных организаций. В качестве основных документов были выделены: • Закон США "О телекоммуникациях" (Telecommunications Act)6 от 8 февраля 1996 г.; • Федеральный закон ФРГ "Об услугах в области мультимедиа" (Informations und Kommunikationsdienste Gesetz)7 от 22 июня 1997 г; • Закон Великобритании "О доступе к официальной информации" (Freedom of Information Bill)8 от 22 июня 1997 г. • Международный Пакт о гражданских и политических правах от 23 марта 1976 г.; • Европейская конвенция о защите прав человека от 4 ноября 1950 г. (РФ обязана ратифицировать Конвенцию в течение года со дня вступления в Совет Европы). В качестве основной литературы были использованы прежде всего журнал "Законодательство и практика средств массовой информации", в котором приводятся публикации Центра "Право и СМИ" по наиболее актуальным правовым проблемам масс-медиа, а также сетевые номера журнала "Среда", размещающем материалы практического характера по созданию и использованию электронных СМИ. Использовались также материалы российского Фонда защиты гласности - неправительственной организации, созданной в целях поддержки независимости и плюрализма прессы. Так в книге под редакцией Брагина А.В. "Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира" дается сравнительный анализ действующего законодательства о СМИ Российской Федерации и других государств. На сайте Фонда содержатся публикации ведущих специалистов, работающих в правительственных и неправительственных организациях, по вопросам защиты чести, достоинства, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, общественной нравственности. Приводятся примеры нарушения правил журналистской этики в электронных средствах массовой информации. Особое внимание хотелось бы уделить отчетам с семинаров на тему "Электронные СМИ, проблемы и перспективы" и "Традиционные СМИ в Интернете", проводимые Российским обществом цифровых информационных технологий (РОЦИТ). В семинарах принимали участие непосредственно руководители крупных Интернет-проектов, таких как "РосБизнесКонсалтинг", "Независимая газета", "НТВ" и "ОРТ". Здесь были проанализированы технологии перехода от традиционного печатного СМИ к электронному, преимущества чисто сетевых проектов перед версиями традиционных печатных изданий в Интернете, перспективы развития сетевых версий телевизионных каналов. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1.Источники. 1.1. Опубликованные. Конституция Российской Федерации. Российская газета.25 декабря 1993 г. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.-М.:Юристъ, 2001. Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ. Собрание законодательств РФ.1996.№25.ст.2954. Закон Российской Федерации "О государственной тайне" №5485-1. Российская газета. 21 сентября 1993 г. Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" №2124-1. Собрание законодательств РФ.1995.№3.ст.169. Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" №5351-1. Собрание законодательств РФ.1995.№30.ст.2866. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" №76-ФЗ. Собрание законодательств РФ.1995.№21.ст.1924. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" №90-ФЗ. Собрание законодательств РФ.1995.№26.ст.2398. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" №24-ФЗ. Собрание законодательств РФ.1995.№8.ст.609. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" №77-ФЗ. Собрание законодательств РФ.1995.№1.ст.302. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" №56-ФЗ. Собрание законодательств РФ.1994.№33.ст.3406. Федеральный закон "О рекламе" №108-ФЗ. Российская газета.25 июля 1995 г. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам о порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет. №ВГ-6-02/361. 1.2. Неопубликованные Проект Федерального закона "О регулировании российского сегмента сети Интернет". http://www.rbc.ru Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети". http://www.rbc.ru 2. Литература. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. - М.: Юристъ, 1997.-288с. Богачков Ю. Зачем газете web-страницы // Среда. - 1999.-№6. Васильев Д. Новые средства массовой информации: бухгалтерский учет и налогообложение // Законодательство и практика СМИ. - 1999.-№10. Гаврилов А. Авторские договоры в СМИ // Законодательство и практика СМИ. - 2000.-№12. Гражданское право. Том 3. Учебник./Под ред.А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого.- М.: ПБОЮЛ Л.В.Рожников, 2000. - 632с. Давнян С. Договорные отношения в редакциях// Законодательство и практика СМИ. - 2001.-№4. Егоров А. Пять лет онлайновым СМИ // Среда. - 2000.-№2. Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии/Науч. редактор А.В.Брагина. - М. Фонд защиты гласности. 1995.-229с. Ларьяновский А. Как делать интернет-издание с оптимизмом, или житейские советы провинциального web-мастера // Мир Медиа XXI. -2000. -№8. Монахов В. Новые СМИ - новые право // Мир Медиа XXI. -2000. -№1. Мэгс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность.-М.:Юристъ.2000.- 400с. Неустоев П. Центризберком было решил, что Интернет - это СМИ. Но затем быстро передумал // Законодательство и практика СМИ. - 1999.-№1. Петровский С. Интернет и законодательство о СМИ // Законодательство и практика СМИ. - 2000.-№5. Федотов М. Позитивное право массовой информации // Законодательство и практика СМИ. - 1998.-№2. Шматиков М. Газеты сгинут, но везде // Среда. - 1999.-№3-4. 3.Справочная литература. Краткий юридический справочник для журналиста. - М.: Права человека, 1997.-208с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru