www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Основания возникновения государственной собственности на земельные участки


ID работы - 685280
гражданское право (дипломная работа)
количество страниц - 73
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:




Введение 3
ГЛАВА 1. Общие положения о государственной собственности на землю 7
§ 1. Органы, осуществляющие управление, распоряжение государственными земельными участками 7
§ 2. Оборотоспособность государственных земельных участков 18
ГЛАВА 2. Основания возникновения государственной собственности на земельные участки 27
§ 1. Разграничение государственной собственности на землю 27
§ 2. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд 46
Заключение 65
Список использованных нормативно правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы: 69




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность исследования. Государственная собственность на названные вещественные факторы производства - это такая форма их присвоения, при которой субъектом права владения, пользования и распоряжения является государство. При этом если право владения и распоряжения подавляющей массой ресурсов принадлежит государству, которое законодательно выводит их за рамки экономического оборота товаро-материальных ценностей и передает, в частности, землю, в бессрочное и так называемое бесплатное пользование, - то перед нами государственная собственность в том виде, в котором она сложилась и была основой плановой экономики.
Государственная собственность на вещественные факторы производства в рыночной экономике принципиально ничем не отличается от частной собственности любого юридического лица в том смысле, что государство в ходе владения, пользования и распоряжения производственными ресурсами подчиняется рыночным правилам игры, которые устанавливаются гражданским правом.
Поэтому можно заключить, что частная и государственная формы собственности на вещественные факторы производства различаются только применительно к разным экономическим системам - плановой и рыночной. Это различие устанавливается только в рамках взаимосвязи форм собственности и характера экономического оборота товарно-материальных ценностей. В пределах этой взаимосвязи оказывается, что в плановой экономике государственная собственность на вещественные факторы производства фактически слита, сращена с управляющей функцией государства в экономике. Со временем, когда источники экономического роста в экстенсивном режиме оказываются исчерпанными, сохранение государственной собственности обрекает экономику на неподвижность. Устранение этой формы собственности путем приватизации и разгосударствления с одновременным отделением государственной собственности от управляющей функции государства - обязательное стартовое условие перехода к рыночной экономике. Опыт 1991-1993 г. г. свидетельствует о том, что отделение государства как собственника от государства как функции является едва ли не главной проблемой переходной экономики. Если эта проблема решается не на основе синхронной приватизации всех вещественных факторов производства, то либо нарушаются хозяйственные связи в экономике, либо останавливаются экономические реформы.
Важно иметь в виду, что высокая доля государственной собственности и в условиях рыночной экономики может сделать таковую во многом чисто номинальной, существенно замедлить скорость воспроизводства общественного продукта (время производства и рабочий период). Потому что и в условиях рыночной экономики государство, передавая принадлежащие ему объекты собственности во владение и пользование гражданам и юридическим лицам (аренда, залог, доверительное управление и т.д.), но сохраняя право распоряжения, оказывает тем самым воздействие той или иной силы (в зависимости от доли государственной собственности в общей ее массе) на динамичность рыночной экономики, ее конкурентность и т. д.
В современной российской экономике доля государственной собственности прежде всего на землю и другие природные ресурсы такова, что явно сдерживает выход экономики из кризиса. Колоссальный природный потенциал России оказывается вместе с тем весьма сложным объектом, когда речь идет о преобразовании экономических отношений и форм, складывающихся в ходе использования этого потенциала. А так как природный потенциал образует естественную основу материального производства, то таково же положение и экономических отношений, складывающихся в рамках этого потенциала, в системе экономических отношений в целом.
Доля государственной собственности в рыночной экономике определяет и методы государственного регулирования. Оно осуществляется, в основном, посредством государственного бюджета, то есть управлением налогами, ставками процента, изменением доли и структуры государственной собственности. Так, при напряженном, а тем паче кризисном положении экономики, государство сокращает долю принадлежащей ему собственности прежде всего в сфере материального производства.
Рассматривая трансформацию отношений собственности, в том числе собственности на землю, в ходе формирования рыночной экономики, следует констатировать, что этот процесс может осуществляться в форме приватизации и разгосударствления.
Это взаимосвязанные составляющие единого процесса преобразования государственной собственности, сложившейся в плановой экономике, в частную собственность граждан и юридических лиц. Единство сущности конечного результата приватизации и разгосударствления - создание условий для формирования соответствующего сущности рынка процесса обмена всех факторов производства, делающего частную собственность экономической реальностью.
Изменение государственной собственности путем ее разгосударствления состоит в том, что объект собственности передается гражданам и юридическим лицам в аренду, залог, доверительное управление. То есть различия между приватизацией и разгосударствлением пролегают по линии объема прав собственника. В первом случае собственник обладает правом владения, пользования и распоряжения объектом собственности и результатами использования объекта, во втором случае - только правом распоряжения объектом собственности. Различия, таким образом, основаны на том, что отношения собственности представляют собой единство прав владения, пользования и распоряжения объектом собственности, следовательно, на том, что объект собственности может одновременно принадлежать разным физическим или юридическим лицам.
Таким образом, цель проведения данного исследования изучение основных положений раскрывающих характерные черты государственной собственности на землю.
Для достижения выше указанной цели необходимое решение следующих основных задач:
- проанализировать основные органы, осуществляющие управление, распоряжение государственными землями;
- исследовать оборотоспособноит государственных земельных участков;
- изучить основания и особенности разграничения государственной собственности на землю;
- рассмотреть особенности изъятия земельных участков для государствуенных и муниципальных нужд.
Нормативной базой проводимого исследования является в первую очередь Конституция Российской Федерации, как основной закон нашей страны, также использовались кодексы, Земельный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации, и ряд Федеральных конституционных законов чьи положения в той или иной степени затрагивают исследуемую тему.
Теоретической базой проводимого исследования стали труды таких ученных как: Аксененока Г.А., Безбаха В.В., Братусь С.Н., Венедиктова А.В., Иконницкой И.А., Иоффе О.С., Крассова О.И., Суханова Е.А., Толстого Ю.К., Шершеневича Г.Ф., Шкредова В.П. и многих других.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список использованных нормативно правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы:
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
3. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. - Ст. 149.
5. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4148.
6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
7. Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 17 (часть I). - Ст. 1782.
8. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" // Российская газета. - 1995. - 4 мая.
9. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.
10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 28. - Ст. 3074.
11. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 49. - Ст. 4897.
12. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 "О федеральных природных ресурсах" (утратил силу) // "Российская газета. - 1993. - 29 декабря.
13. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 19. - Ст. 1843.
II. Материалы судебной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 г. № 282-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Моргачева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями части второй статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и пунктом 3 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации // СПС "Гарант". Версия от 22.05.2008.
2. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 марта 2005 г. № Ф08-1190/05 "Требования истца, по сути, направлены на изменение соглашений о договорной ответственности. Поскольку истец не представил доказательств наличия оснований для расторжения этих договоров либо признания их недействительными, а также привлечения ответчика к внедоговорной ответственности, суд первой инстанции обоснованно отказал в иске" // СПС "Гарант". Версия от 22.05.2008.
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2005. - № 5.
4. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июля 2005 г. № А43-2714/2005-9-87
III. Специальная литература
1. Агафонов В.А. Институт собственности и его роль в конституционном и экологическом праве // Правовые вопросы недвижимости. - 2004. - № 2.
2. Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950.
3. Безбах В.В. Право собственности на землю в странах Латинской Америки. - М., 1989.
4. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
5. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948.
6. Ветров С.А., Назаренко И.П., Зазуля Т.В., Карманов А.Ю. Практика рассмотрения споров, возникающих из земельных правоотношений // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. - 2003. - № 5.
7. Гражданское право // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. Т. 1.
8. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Т.1.
9. Горохов Д.Б. Правовое регулирование сделок с земельными участками: автореф: канд. юрид. наук. - М., 1998.
10. Герасин С.И. Изъятие земельных участков в общественных интересах по законодательству Германии // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 60-62.
11. Галятин М.Ю. США: Правовое регулирование использования земли.- М., 1991.
12. Дамбиева Т.В. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Адвокат. - 2006. - № 10.
13. Дмитриев А.В. Проблемы регистрации решения уполномоченного органа власти об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. - 2004. - № 5-6.
14. Добрачев Д.В. Основания и процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. - 2006. - № 4.
15. Евстегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. - 2004. - № 8.
16. Земельное право Российской Федерации. М., 1999
17. Земельное право / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2003.
18. Земельное право: Учебник / Отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М., 2006.
19. Земельное законодательство зарубежных стран. - М., 1982.
20. Земельное право / Отв. ред. Г.А. Аксененок. М., 1976.
21. Иконницкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. - 2006. - № 12.
22. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.
23. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М., 2002.
24. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М.: Закон и право, 2000.
25. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. М.: Мысль, 1993. Кн.1.
26. Крассов О.И. Юридическое понятие "земельный участок" // Экологическое право. - 2004. - № 2.
27. Крассов О.И. Земельное право. М., 2000.
28. Карасс А.В. Право государственной социалистической собственности. М., 1954.
29. Корнеев А.Л. Некоторые вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. - 2005. - № 1.
30. Комментарий к Земельному кодексу РФ // Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2004.
31. Конституции государств Европы. - М., 2001. Т.1.
32. Кассо Л.А. Русское поземельное право. - М., 1906.
33. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. // Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - "Юрайт-Издат", 2006.
34. Комментарий к Земельному кодексу РФ // Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2004.
35. Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. - 2005. - № 1.
36. Макарчук Н.В. Спорные вопросы правового регулирования изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 8.
37. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960.
38. Орлов С.В., Кислякова М.А. Правовое регулирование порядка изъятия для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Юридический мир. 2003. - С. 44.
39. Прохорова Н.А. Право государственной собственности на землю: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 2006.
40. Павлов А.В. Конспект курса земельно-колхозного права. М., 1938.
41. Павлов П.Н. Разграничение государственной собственности на землю // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2000. - № 4 (5).
42. Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации (взгляд юриста) // Государство и право. - 2004. - № 12. - С. 28.
43. Сыродоев Н.А. Земля как объект гражданского оборота // Государство и право. -2003. - № 8. - С. 30.
44. Усков О.Ю. Право государственной собственности в Российской Федерации. Белгород, 2002
45. Фомина Л.П. Земельная реформа и государственная собственность на землю // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 55.
46. Шкредов В.П. Социалистическая земельная собственность. М., 1967.
47. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1912.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru