Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРИ СОЗДАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ID работы - 733362 гражданское право (дипломная работа) количество страниц - 87 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1 Правовой режим аудиовизуального произведения 12 1.1. Авторское право на аудиовизуальное произведения в действующем российском законодательстве 12 1.2. Специфический статус аудиовизуального произведения как результата творческой совместной деятельности многих субъектов авторских прав 19 Глава 2 Договорное регулирование правоотношений при создании и распространении аудиовизуальных произведений 31 2.1. Общие принципы договорного регулирования правоотношений при создании аудиовизуального произведения 31 2.1.1. Договоры, заключаемые на стадии создания аудиовизуального произведения 34 2.1.2. Договоры, заключаемые после стадии создания аудиовизуального произведения (или на заключительном ее этапе) на стадии распространения этого произведения с непосредственными его пользователями 36 2.2. Основные субъекты договорных правоотношений при создании аудиовизуального произведения 36 2.3. Субъекты договорных правоотношений на стадии распространения аудиовизуального произведения 48 Глава 3 Практика составления договоров на стадии создания (производства) аудиовизуального произведения 58 3.1 Практика составления договоров между режиссером-постановщиком и продюсером 58 3.2 Практика составления договоров между артистом-исполнителем ведущей роли и продюсером 68 Заключение 77 Список источников и литературы 80 Приложение 82 ВВЕДЕНИЕ: Роль договора в аудиовизуальной сфере огромна. Сегодня, когда кинопроизводство, кинопрокат и телевещательная деятельность перестали быть монополией государства, а авторские отношения получили новое нормативное закрепление, договор стал основным способом установления авторско-правовых и хозяйственных связей при создании и использовании аудиовизуальных произведений. С принятием Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (далее ЗоАП) и Гражданского Кодекса Российской Федерации система отношений в аудиовизуальной сфере коренным образом изменилась. Основной новеллой явилось признание авторских прав на аудиовизуальное произведение (Фильм) за самими авторами, чьим трудом он создан (ч. 1 ст. 13 ЗоАП). Напомним, что прежнее законодательство (ст. 486 ГК РСФСР) считало носителем авторских прав предприятие (студию), осуществившее съемку кинофильма, телефильма, или телевизионной передачи. Авторы обладали правами только на свой вклад в аудиовизуальное произведение, а их отношения с вышеупомянутым предприятием строились либо на основе типовых договоров, утверждаемых приказами соответствующих ведомств - Госкино СССР и Гостелерадио СССР, либо на трудовой основе, так как некоторые категории авторов (режиссеры, операторы, звукорежиссеры, художники и пр.) состояли в штате фильмопроизводящих организаций. Новое законодательство не только отменило типовые договоры, но не сделало никакого различия между разными авторскими договорами, опираясь на общегражданский принцип свободы договора (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) и главное основание возникновения гражданско-правовых отношений (частным случаем которых являются авторские) - договоры и сделки, как предусмотренные законом, так и непредусмотренные, но не противоречащие ему (пп. I ч. 1 ст. 8 ГК РФ). При этом ч. 2 ст. 13 ЗоАП описывает рекомендуемую модель авторского договора между авторами Фильма и его производителем, не обязывая при этом стороны конкретных правоотношений неукоснительно следовать именно такой схеме. Но свобода договора предоставленная деятелям кино, авторам и организаторам кинопроизводства, в свое время сыграла с ними злую шутку. Вырвавшись из тесных рамок типового договора, несмотря на то, что старое законодательство допускало отклонения от типовой формы договора с оговоркой, что условия "нестандартного" договора не будут ухудшать положения автора по сравнению с типовыми, авторы и студии стали устанавливать свои отношения по принципу отрицания - "только бы не похожий на типовой"! В настоящее время трудно найти два одинаковых авторских договора. К сожалению, в этой безудержной реализации "свободы" договоров, больше негативных сторон, чем позитивных. Старый типовой договор не отвечает ни новым экономическим условиям, ни новому законодательству в области авторских прав. Для создания жизнеспособных договорных отношений необходимо изучить эти новые условия, как экономические, так и нормативные. Цель сегодняшнего дня - помочь понять авторам, продюсерам и иным создателям кино- и видеофильмов сущность авторских взаимоотношений и возможности договорных отношений. Аналогичные проблемы возникают в отношениях изготовителей аудиовизуальных произведений с инвесторами и пользователями. Если авторские отношения были четко урегулированы прежним законодательством, то хозяйственные связи по финансированию и распространению фильмов находились в государственной монополизированной сфере, поэтому в течение последнего десятилетия участники этих отношений методом проб и ошибок создают практику их установления и осуществления. Именно поэтому многие специалисты пытаются обобщить накопленный за последнее время опыт и дать рекомендации для составления договоров с учетом того, что производство Фильма является двуединой деятельностью - сплавом деятельности творческой и предпринимательской, вычленяя из общего процесса создания и распространения отдельные этапы. При этом каждый элемент этого процесса рассматривается в форме самостоятельных договорных отношений, возникающих в рамках авторского, гражданского, трудового и хозяйственного законодательства, а также в некоторых случаях в рамках действия норм публичного права, например, при лицензировании деятельности, связанной с публичным кино- и видео показом или деятельностью организаций телевещания. Аудиовизуальное произведение является результатом творческой деятельности и охраняется нормами ЗоАП. Оно внесено в примерный перечень объектов авторского права (ч. 1 ст. 7 ЗоАП), а в ст. 4 раскрывается понятие аудиовизуального произведения: "произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия при помощи соответствующих технических устройств". Закон относит к аудиовизуальным произведениям кинематографические произведения (которые в данной работе будут называться "Фильмами") и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и т.п.); к аудиовизуальным произведениям должны относиться и компьютерные программы, просмотр которых дает эффект движения. Этот критерий (эффект движения) в законодательстве многих стран служит основанием для классификации аудиовизуальных произведений. В отличие от создания многих объектов авторских прав, создание аудиовизуального произведения представляет собой финансово и технологически емкий процесс. Поэтому Фильм является не только результатом творческой деятельности представителей множества профессий, но и требует участия в его производстве специальной фигуры (продюсера), отвечающей за финансовое обеспечение и за весь технологический процесс в целом. Впервые термин "продюсер" был введен Законом РФ "О государственной поддержке кинематографии в РФ" (далее - Закон о господдержке), до этого законодательство говорило о "предприятии, осуществившем съемку" (ст. 486 ГК РСФСР), а в постсоциалистический период об "изготовителе кино-, теле- и видеофильма" (ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.) , а затем об "изготовителе аудиовизуального произведения" (ст. 4 и 13 ЗоАП). Таким образом, продюсер или изготовитель служит новым субъектом отношений, и его правовой статус находится в стадии становления. Действующее законодательство прямо не требует от него совершения конкретных действий по созданию аудиовизуального произведения, а лишь предполагает "инициативу и ответственность" за это (ст. 4 ЗоАП, СТ. 3 Закона о государственной поддержке кинематографии в РФ), но на практике продюсер - это организатор процесса съемок, монтажа и, главное, использования аудиовизуального произведения. Именно на нем завязаны все отношения в аудиовизуальной сфере. С учетом вышеизложенного, можно представить себе путь прохождения Фильма от автора к зрителю в виде схемы, приведенной ниже. В соответствии с этой схемой жизненный цикл любого аудиовизуального произведения состоит из двух самостоятельно значимых стадий - стадию создания и стадию распространения аудиовизуального произведения. В свою очередь стадию созданию можно разделить на три этапа - подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный. На каждой из этих стадий и соответственно на каждом из этапов заключается целый ряд договоров (авторских, трудовых, гражданско-правовых), и поскольку, как уже было сказано, любые типовые договоры в аудиовизуальной сфере деятельности отсутствуют, то проблему их систематизации по субъектам договорных правоотношений на каждой стадии и этапе создания и распространения аудиовизуального произведения можно считать актуальной, что и определило цель дипломной работы. При выполнении работы по такой систематизации целесообразно обосновать объемы творческого вклада участников создания и распространения аудиовизуального произведения, а для отдельных участников разработать порядок их взаимных отношений, что и явилось целью настоящей дипломной работы. Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи: " рассмотреть возникновение и принадлежность авторских прав на аудиовизуальное произведение в действующем российском законодательстве; " исследовать общие принципы договорного регулирования правоотношений при создании аудиовизуального произведения; " определить перечень, статус и вклад субъектов договорных правоотношений в создание и распространение аудиовизуального произведения; " разработать практические рекомендации по составлению некоторых авторских и исполнительских договоров, заключаемых на стадии создания аудиовизуального произведения. Для решения поставленных задач выбрана структура дипломной работы, состоящая из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения - проекта договора между студией и режиссером-постановщиком. Во введении обосновывается актуальность дипломной работы, формулируются задачи исследования, излагается краткое содержание и аннотации основных произведений, использованных в работе. В первой главе рассмотрены основы действующего российского законодательства, определяющие авторское право на аудиовизуальное произведение и исследован его специфический статус как объекта авторского права. Во второй главе рассмотрены варианты правоотношений между авторами и лицом, взявшим на себя инициативу по изготовлению аудиовизуального произведения (продюсером), общие принципы договорного регулирования таких правоотношений при создании аудиовизуального произведения, а также выделены субъекты договорных правоотношений, их статус, роль и творческий или иной вклад как при создании аудиовизуального произведения, так и при его распространении. Третья глава касается практики составления договоров на этапе создания аудиовизуального произведения между продюсером (студией) и режиссером-постановщиком, а также между продюсером и артистом-исполнителем. В заключение приведены выводы по работе. При выполнении дипломной работы был использован ряд источников, в том числе: 1. Федеральный закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". 2. Федеральный закон РФ "О государственной поддержке кинематографии РФ". 3. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. 4. Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 года. 5. Гражданский кодекс РФ. В числе основной литературы, использованной при выполнении дипломной работы, можно выделить: 1. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. - 2002. В работе подробно рассмотрены основные положения Закона, приведены материалы ряда судебных дел. Комментарий предназначен для авторов произведений и субъектов смежных прав, а также может быть использован в учебном процессе, в практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 2. Макагонова Н.В. Авторское право: Учебное пособие. -2000. В пособии рассматриваются основные положения действующего законодательства об авторском праве, вопросы правоприменения, раскрывается содержание такой правовой категории , как защита авторских прав. Особое внимание уделено авторским договорам и специфике гражданско-правовых способов защиты авторского права. 3. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. - 1999. В книге впервые в отечественной юридической науке в комплексном виде рассматриваются проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности в РФ, в том числе проблемы защиты авторских прав. 4. Соловьёв Р.В. Авторское право: Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - 2001. В книге последовательно, с комментариями и разъяснениями, рассматриваются основные положения Закона. Особое внимание уделено наиболее существенным, представляющим практический интерес положениям Закона, связанным с особенностями защиты авторских прав. 5. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. - 1999. Книга содержит основные положения, касающиеся правового регулирования отношений в аудиовизуальной сфере и практические рекомендации по составлению и заключению договоров, закрепляющих эти отношения. Приведены конкретные образцы договоров, заключаемых на всех стадиях создания и распространения аудиовизуальных произведений, а также договоров о привлечении финансовых средств. 6. Интеллектуальная собственность (в 2-х томах). Т.1. Авторское право и смежные права. Под ред. Чигира В.Ф., составитель И.В. Попова. - 1997. Книга предлагает авторам и заинтересованным читателям тексты международных конвенций и соглашений, законы и постановления правительства Российской Федерации и Республики Беларусь, регулирующие отношения в области авторского права и смежных прав, а также комментарий к ним. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список источников: 1. Конституция РФ // Российская газета, № 237, 25.12.1993 2. Гражданский кодекс РФ. ч.1 // Собрание Законодательства РФ. 1994. №32 Ст.3301 3. Гражданский кодекс РФ. ч.2 // Собрание Законодательства РФ. 1996. №5 Ст.410 4. Федеральный закон РФ "Об авторском праве и смежный правах". // ВСНД и СВ РФ. 1993. №32 Ст.1242 5. Федеральный закон рФ "О государственной поддержке кинематографии РФ" // Собрание законодательства РФ. 1996. №35. Ст.4136 6. Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 года. // ВСНД и ВС СССР. 1991. №26 Ст. 733 7. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. - М.: Юридическая литература, 1987 Список литературы: 1. Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы // Социалистическая законность. 1984. №5. 2. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ, № 3-4, 2000. 3. Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т.1. Авторское право и смежные права / Сост. и коммент. И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. - Мн.: Амалфея, 1997. - 560с. 4. Кабалкин А. Толкование и классификация договоров. 5. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей (постатейный) с постатейными материалами. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2002. - 1159с. 6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первой / Отв. Ред. О.Н. Садиков. - М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995. - 448с. 7. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. / Э.П. Гаврилов - М.: Экзамен, 2002. - 352 с. 8. Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. - 788с. 9. Макагонова Н.В. Авторское право: Учеб. пособие / Под ред. Э.П. Гаврилова. - М.: Юрид. лит., 2000. - 288 с. 10. Пиляева В.В. Гражданское право с образцами договоров: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 366с. - (Серия "Высшее образование"). 11. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 752с. 12. Трунцевский Ю.В. Предпринимательство в аудиовизуальной сфере (правовое регулирование) // Юрист, №2, 2002. 13. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. - М.: РосКонсульт, 1999. - 336 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru