www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Модель естественной монополии. Проблемы государственного регулирования


ID работы - 615766
государственное регулирование (курсовая работа)
количество страниц - 39
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ 5
1.1. Сущность конкуренции 5
1.2. Виды монополий 7
1.3. Особенности современной монополизации народного хозяйства 10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ 13
2.1.Система государственного регулирования естественных монополий в России. Антимонопольная политика 13
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой 19
2.3. Стратегия реформирования деятельности естественных монополий в России 21
2.4. Итоги работы ФАС в 2006 году 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей [4, 127]. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть [7, 88]. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Главным этапом реформ собственности в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на мас¬совое разгосударствление российской экономи¬ки и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.
К настоящему времени приватизация в России в основном выполнила первую важнейшую из возложенных на нее задач – разгосударствление российской экономики. К такому выводу в частности пришли исследователи из Института экономики переходного периода. Однако, другая задача не менее важная, связанная с демонополизацией народного хозяйства, по-прежнему, весьма актуальна.
Конечно, той степени монопольной экономической власти государства сейчас не существует, но на смену ей пришла власть так называемых естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в жизненно важных отраслях народного хозяйства. Хотя существуют и противоположные точки зрения. Так некоторые исследователи, полагают, что выводы о высокой степени монополизации российской экономики сильно преувеличены. По их мнению, оценку монополизации экономики необходимо проводить не по отраслевому, а по продуктовому принципу. А проведенные ими исследования степени эластичности товаров и услуг российских монополий, говорят о том, что лишь десятая часть этих товаров и услуг обладает эластичностью большей единицы. Это говорит о том, что российские монополии не способны извлечь сколь либо ощутимой прибыли от манипулирования ценой на свои товары и услуги.
Тем не менее, вопрос об экономической эффективности функционирования так называемых естественных российских монополий, и связанный с ним вопрос об их реформировании и регулировании по-прежнему остается открытым. В этом смысле, я считаю тему данной курсовой работы весьма актуальной.
Цель данной работы – раскрытие сущность монополии и проблемы антимонопольного регулирования в России.
Исходя из поставленной цели, в работе будут решены следующие задачи:
- определить виды монополий;
- раскрыть особенности современной монополизации народного хозяйства;
- рассмотреть систему государственного регулирования естественных монополий в России;
- изучить зарубежный опыт государственного контроля за монополистической деятельностью;
- определить стратегию реформирования деятельности естественных монополий в нашей стране.
- проанализировать деятельность ФАС РФ.
Объект исследования – антимонопольная политика. Предметом курсовой работы являются отношения в сфере антимонопольного регулирования.
При написании курсовой работы использовались статьи из финансово-экономических журналов и газет, а также источники литературы следующих авторов: Белоусовой Н.Н., Фишера С., Дорбуша Р., Шмалензи Р. И др.

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ

1.1. Сущность конкуренции

В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности — это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаи¬модействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существен¬ных средств разрешения этих противоречий является конку¬ренция.[3, 102]
Конкуренция — это соперничество между участниками рынка
за лучшие условия производства и реализации продукции. Можно сказать: нет конкуренции — нет рынка, нет его управляемости.
Являясь непременным условием сущест¬вования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между
предпринимателями, занятыми производством и реализацией
одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т. е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не на¬носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции. Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии про¬изводства, его организации, квалификации работников. Сле¬довательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за технический прогресс, незамедлительное использование всех достижений науки и тех¬ники, совершенствование всех условий производства.
Действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах. Оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и материалы, применять материало- и энергосберегающие технологии.
Не менее важным и действенным средством внутриотрас¬левой конкуренции является качество продукции и другие ас¬пекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет каче¬ства продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт про¬дукции, даже если она продается дороже. Хорошо известно, что именно благодаря высокому качеству продукция ряда ве¬дущих фирм завоевала рынок автомобилей, электронной тех¬ники, фото- и киноматериалов практически во всех странах мира. При этом не требуется специальных административных признаний качества продукции, никаких «знаков качества», ко¬торые безрезультатно применялись в Советском Союзе. Все гораздо лучше делает конкуренция.
Другой вид конкуренции — межотраслевая конкуренция, т. е. соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. И здесь есть свой положительный эффект. Каждый предпри¬ниматель скрупулезно оценивает результаты своей деятельно¬сти. Самый главный критерий такой оценки — это норма при¬были, позволяющая сопоставлять результаты с затратами. Нор¬ма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой. Например, в США в 2001 г. норма прибыли в деревообрабатывающей и пищевой промышленности составила 15; в металлообрабатывающей 10,2; в текстильной 12,4; в электротехнической 8,5%. В то же время ряд отраслей (машиностроение, стекольная, добывающая промышленность) завершил тот же год с убытками.
У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отрас¬лях. И для этого есть средство — перепрофилировать свои пред¬приятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит перелив капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры хозяйства. Причем эта корректировка постоянно подпитывает капиталом те отрасли, которые имеют хороший сбыт продук¬ции, а




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ РФ «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года
2. Беляев С., Кошкин В. России нужна новая модель приватизации. //Финансовые известия. 2002.
3. Белоусова Н. И. и др. Реформирование естественных монополий в России (теоретический аспект), 2003.
4. Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории». – М, 2000 г.
5. Варга В. "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 2000.
6. Васильчук Е. Эпитафия пятилетки приватизации. // Российская газета –– (Итоги приватизации (1995- 1999)). 2001.
7. Введение в рыночную экономику /Под. ред. А.Л.Лившица, И.Н.Никулиной. - М.: Высшая школа, 2004.
8. Вильсон Дж., Цапелик В.. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики № 11, 2004
9. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. - М., 2003
10. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, №3, 2001
11. Ершов В. «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета. 2002.
12. Камаев В. Д. и др. Экономическая теория: учебник. - М.: ВЛАДОС, 2004.
13. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 2003.
14. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, №11-12, 2001
15. Майбурд Е.М. «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров». – М, 2002 г.
16. Макконнелл К., Брю С. "Экономикс", Таллинн, 1993.
17. Максимова В.К., Шишов А.Г. "Рыночная экономика. Учебник". – М.: СОМИНТЕК, 2004.
18. Мерзляков И.П. "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 1994.
19. Меркулова Ю. Приватизация и демонополизация. //Общество и экономика. – №8-9, 2003
20. Микиджиев Р. Проблемы демонополизации экономики России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №1.
21. Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»// Экономист № 6, 2004
22. Мозолин В., Кулагин М. “Гражданское и торговое право стран Западной Европы” - М.2001
23. «Обуздаем ли монополии»// Российская газета. 2003
24. Папава В. "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, №11, 2003.
25. Перевалов Ю., Гимади И., Добродей В. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий. // Вопросы экономики – №6.2002
26. Поповская Е. В., Розанова Н.М., Цепина Л.В. Оценка монополизации российской экономики. //Проблемы прогнозирования. – №2, 2004
27. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. - Август 2002 . - стр. 75-93
28. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) / - 2002.
29. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. Госкомстат России. - М. Финансы и статистика, 2002.
30. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2006 г.
31. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 2003.
32. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Из-во «Дело», 2002.
33. Холланд С. "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1, 1999.
34. Чувилин Е.Н., Дмитриева В.Л. "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах". – М.: "Финансы и статистика", 2001.
35. www.fas.gov.ru

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru