Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Органы власти и управления ID работы - 614943 государственное и муниципальное управление (контрольная работа) количество страниц - 14 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1. Развитие России до 18 века 3 2. Государственные преобразования в 18 веке. 6 3. Реформирование властного аппарата в 19 веке и вначале 20 века 10 Список литературы 15 ВВЕДЕНИЕ: 1. Развитие России до 18 века В Древней Руси изначально сложились два способа правления: с преобладанием сильной княжеской власти и с преобладанием веча. Памятуя о том, что любые исторические параллели весьма относительны, рискнем, однако, провести такую условную параллель между Древней Русью и Древней Элладой. Образ Эллады существует в исторической памяти человечества в двух ипостасях: Афин и Спарты. Образ Древней Руси также повернут к нам двумя ликами: вечевой вольницей и твердым княжеским управлением. Древнерусские «Афины» — это Новгород, Псков, Вятка, где вече являлось постоянным институтом власти. Дернуть за веревку вечевого колокола и созвать собрание имел право любой горожанин. Это право распространялось и на женщин, что для средних веков как в России, так и в Европе было делом достаточно необычным. Но и в таких традиционно княжеских городах, как Москва, Тверь, Суздаль и другие, нередко проводились вечевые собрания. Как правило, это происходило во время отсутствия в городе князя, когда возникала близкая внешняя угроза. Так, в 1452 году в Москве, городе с исконно сильной княжеской властью, где, казалось бы, не могло существовать никаких вечевых традиций, горожане самостоятельно организовали оборону города от подступавших к нему татар и сумели отбить нападение. Все это напоминает события 1611–1612 годов во время сбора второго ополчения. Та же инициатива снизу, та же поразительная способность к самоорганизации при отсутствии верховной власти, совершенно необъяснимая для большинства западных историков. Весьма примечателен и, вероятно, далеко не случаен факт, что земские соборы ведут начало почти с того же времени, когда прекращают свое существование вече. Так, упразднение веча в Пскове имело место в 1510 году, а первый земский собор был созван в Москве в 1549 году. В промежутке между ними также было проведено несколько народных собраний, которые отдельными историками классифицируются как вече. Первый земский собор был созван в 1549 году Иваном Грозным с целью подготовки к введению самоуправления в провинциях, ликвидации последствий боярского произвола времен малолетства царя. Он относится к числу так называемых неполных соборов — на нем не было представлено третье сословие. Оно впервые появляется на собрании 1566 года. Важно отметить, что сословные разграничения на земских соборах были менее жесткими, чем в представительных учреждениях Европы. Все сословия заседали вместе, хотя при подаче мнений собор был разбит на пять частей: 1) высшие духовные иерархи, 2) архимандриты, игумены и старцы, 3) члены боярской думы, приказные люди, дьяки, 4) княжата, дети боярские, дворяне, 5) купечество. Что касается крестьянства, то в России, как и в большинстве стран Европы, оно не посылало своих выборных в представительные учреждения. Исключением, возможно, был судьбоносный для России собор 1613 года, где, по некоторым сведениям, крестьяне присутствовали. Собор 1566 года был созван правительством с целью совещания с «землей» по поводу войны с Польшей за Ливонию и полоцкие земли. Ярким отличием этого собора от аналогичных европейских сословных собраний, решавших вопрос о начале войны, было то, что его участники не воспользовались нуждой правительства в содействии, чтобы выдвинуть какие-либо требования, а, напротив, всецело поддержали его, обещая «стоять против его недругов, кто во что пригодится и до своего живота...». Во многом этот собор напоминает земские соборы 1632 и 1653 годов, решавшие вопрос о войне с той же Польшей. На них была повторена та же, только упрощенная, процедура. Как и на соборе 1566 года, сословия предоставили правительству поддержку, не воспользовавшись возможностью выдвинуть свои встречные требования, добиться каких-нибудь привилегий. Как в России, так и в Европе значение сословно-представительных учреждений возрастало в периоды смут и волнений. Так, в 1611–1613 годах земский собор («совет всей земли») при втором ополчении действует непрерывно, фактически осуществляет общегосударственные функции, заменяет собой правительство, приводит к власти новую династию. Хотя у народа и не было опыта в организации управления страной, он прекрасно справился с этой задачей. Особое место занимает в русской истории «избирательный» собор 1613 года, так как он определил ее развитие на триста лет вперед. Еще в 1612 году в грамотах, рассылавшихся из Ярославля, указывалось, что нельзя более оставаться стране «безгосударной» и в то же время необходимо, чтобы при монархе были «земские люди, выборные от всей земли», с которыми царь будет «чинить о всяком земском деле крепкий общий совет». «Избирательный» собор 1613 года ставил перед собой задачу найти царя не большинством голосов, а «единодушием» (то есть, по нынешнему, «консенсусом»). Не намного падает значение земских соборов и после избрания на царство Михаила Федоровича Романова. Центральная власть была еще слишком слаба, чтобы самостояте СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М.: Молодая гвардия, 1989 2. «История государства и права России». Под. ред. пр. Ю. П. Титова. – М, 1998 3. Корелин А. П. Краткое пособие по истории. - М: "Высшая школа", 1992. 4. Отечественная История (История России с древнейших времен до 1917 г.), Москва: "Большая российская энциклопедия", 1994. 5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, «Курсив», 2000 6. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII века. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999 7. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV веках. – М.: изд-во социально-экономической литературы, 1960 8. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. – М.: БЕК, 1999 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru