Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Методика преподавания футбола в дюсш ID работы - 725109 физкультура и спорт (курсовая работа) количество страниц - 51 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение. 3 Глава 1. Особенности игровой деятельности юных футболистов. 13 1.1. Требования, предъявляемые к действиям юных футболистов. 14 1.2. Задачи и особенности физической подготовки в детском и юношеском возрасте. 19 Глава2. Методика преподавания футбола в дюсш. 33 2.1. Методы прогнозирования и оценка способностей к занятиям футболом. 34 Заключение. 48 Литература. 51 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы исследования. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ. В условиях школьной спортивной базы, обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, подготовленности педагогических кадров необходима разработка педагогически оправданных технологий обучения навыкам игры в футбол, применение наиболее эффективных на начальном этапе подготовки средств и методов для овладения технико-тактическими навыками игры. Специалисты признают, что основой формирования техники игры в футбол является уровень развитие целевой точности движений у детей и подростков (Бабуджян С.С., 1978; Блащак И.М., 1991; Гинзбург Г.И., Медников Р.Н., 1992) Однако до настоящего время отсутствуют практические научно обоснованные рекомендации по применению наиболее эффективных средств спортивной тренировки, направленных на развитие у школьников целевой точности движений при формировании технических навыков игры в футбол в условиях спортивной секции общеобразовательной школы. В этой связи выбранное направление исследования является актуальным для школьного физического воспитания. Цель исследования. Разработка методики начального обучения технике игры в футбол подростков 8-10 лет в дюсш. Гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что для повышения эффективности формирования техники передач и ударов по воротам в процессе начального обучения игре в футбол необходимо расширенное применение специальных физических упражнений, направленных на развитие целевой точности движений у начинающих футболистов. Объект исследования. Методика технической подготовки юных футболистов. Предмет исследования. Подвижные игры и комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации и формирование технических навыков игры в футбол, в занятиях с юными футболистами. Задачи исследования. 1. Выявить особенности формирования технических навыков игры в футбол на начальном этапе подготовки юных футболистов. 2. Исследовать взаимосвязь целевой точности передач, ударов по воротам и уровень развития физических качеств у юных футболистов. 3. Экспериментально обосновать эффективность применения комплексов специальных физических упражнений и подвижных игр координационной направленности для развития целевой точности и формирования технических навыков игры у начинающих футболистов. Методы исследования: анализа отечественной литературы, анкетирование, антропометрические измерения, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Научная новизна. Впервые разработана и научно обоснована рациональная методика формирования технических навыков игры в футбол на основе развития координационных способностей и целевой точности двигательных действий при выполнении передач и ударов по воротам у начинающих футболистов, занимающихся в спортивной секции общеобразовательной школы. Разработана методика оценки точности выполнения передач и ударов по воротам из различных исходных положений. Выявлена взаимосвязь уровня развития технико-тактической и физической подготовленности юных футболистов 8-10лет. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы: - в процессе массового обучения школьников игре в футбол; - для развития и координационных способностей детей и подростков; - при совершенствовании методики технической подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки; в преподавании курсов теории и методики физического воспитания школьников; - в ходе подготовки и повышения квалификации тренеров, инструкторов и педагогов спортивных школ, детско-юношеских клубов и общеобразовательных школ. Основные положения дипломной работы выносимые на защиту: - технические навыки игры в футбол у начинающих футболистов, занимающихся в спортивной секции общеобразовательной школы должны формироваться на основе развития способности выполнения точных передач и ударов по воротам; - целевая точность движений юных футболистов для формирования технических навыков передач мяча и ударов по воротам эффективно развивается путем применения подвижных игр и игровых заданий, а также доступных по координационной сложности специально подобранных упражнений; - эффективность овладения технико-тактическими навыками игры в футбол в значительной степени обусловлено уровнем развития основных физических качеств у юных футболистов на этапе начальной подготовки. Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы. Что касается остальных игр, содержащихся в Программе, то следует научно обосновать методику внедрения их элементов в начальную школу в целесообразности такого подхода не стоит сомневаться, так как каждый ребенок в возрасте 6-9 лет должен получить максимально полное представление о всех спортивных играх, содержащихся в школьной программе, с целью создания мотивации для занятий одной из них в общеобразовательной или спортивной школе. Предусмотрено в дошкольном физическом воспитании овладение элементами таких спортивных игр, как футбол, баскетбол, хоккей, гандбол, а вот в начальной школе их по непонятным причинам нет, что явно противоречит принципу систематичности и последовательности. С уроками физической культуры связана внеклассная спортивно-массовая работа как одна из составных частей физического воспитания, школьного спорта. Ее содержание определено действующими учебными программами по физической культуре. При правильной организации занятий она способствует углублению знаний, формированию умений и навыков, получаемых на уроках физической культуры. Дополнительные физкультурные занятия, участие в спортивных соревнованиях позволяют учащимся укреплять здоровье, повышать уровень физической подготовленности, получать всестороннее физическое развитие. По содержанию и организации внеклассная работа должна соответствовать 11 таким требованиям, как массовость, воспитательная и развивающая направленность, свободный выбор учащимися вида занятий, соответствующих уровню физического развития и подготовленности детей, стимулирование их двигательной активности. Среди многочисленных задач физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы должно иметь место развитие массовых видов спорта, повышение уровня физической подготовленности с целью отбора кандидатов в сборные команды школы по видам спорта. Планировать и проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия следует во внеурочные дни (по субботам), а также в учебные дни во внеурочное время. Во всех формах урочной и внеурочной работы по физическому воспитанию может быть представлен футбол как вид спорта, обладающий множеством позитивных факторов, влияющих на всестороннее развитие ребенка. Научно-методические основы обучения игре в футбол. Футбол имеет существенное отличие от трех спортивных игр, рекомендуемых Программой по физической культуре: согласно правилам соревнований, вся игровая деятельность в нем осуществляется ногами, за исключением вбрасывания мяча из-за боковой линии и игры вратаря. Поэтому футбол в большей степени, чем другие спортивные игры, способствует развитию координации движений, выполняемых ногами. Это, в свою очередь, имеет важное прикладное значение для учебной, бытовой, а в будущем и трудовой деятельности занимающихся (управление частным или государственным транспортным средством, военной техникой, специально оборудованными станками с ножной системой управления и т.д.), где нужно обладать тонкими точностными двигательными способностями ног. Участвуя в игре, ученик незаметно для себя переносит значительную нагрузку, выполнение которой в других условиях и в другой обстановке было бы связано с проявлением значительных волевых усилий. Большой объем движений обусловлен высоким эмоциональным фоном, который является ведущим фактором в поддержании постоянного интереса к занятиям футболом. Футбол как доступный и достаточно популярный среди молодежи вид спорта характеризуется высокой игровой и двигательной активностью. Под игровой активностью понимается объем технико-тактических действий, который выполняет футболист в игре и на тренировке, а под двигательной активностью - объем двигательной деятельности (рывки, ускорение, бег, прыжки и т.п.), выполняемый в игре и на тренировке. В основе двигательной активности лежат функциональные возможности спортсменов, способность реализовывать их в игре. Целью изучения футбола в общеобразовательной школе является воспитание у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни. Она достигается путем решения следующих основных задач: 1) укрепление здоровья школьников, повышение их физической подготовленности; 2) приобретение знаний, позволяющих самостоятельно заниматься футболом; 3) формирование умений и навыков, направленных на овладение комплексом технических приемов и тактических действий игры в футбол, а в итоге - овладение способностью на должном уровне играть во время учебы в школе и после ее окончания. Подразделяя условно процесс обучения на ступени, зарубежные специалисты в рамках школьного физического воспитания рекомендуют придерживаться определенной технологии формирования умений и навыков игры. Вначале дети должны овладеть умением наносить удар по неподвижному или движущемуся мячу. Их умение останавливать мяч сводится к ловле мяча ногой или стопой. Они понимают, что представляет собой ведение мяча, но оно у них не очень хорошо получается, т.к. школьники это делают в режиме "ударить" и "догнать". На следующем этапе дети должны научиться бить и передавать мяч обеими ногами, контролировать его боковой стороной стопы и увеличивать контроль за мячом во время его ведения. Следует обучать детей некоторым правилам ударов по мячу, ведению его и удержанию. Предпочтение отдается передачам мяча по кругу и салкам с мячом, нежели обычной игре в футбол или его разновидности. На последней ступени уделяется особое внимание передаче мяча, его ловле и ведению и более специфическим приемам удара по мячу, его остановке боковой стороной ноги и игре головой. Эффективность процесса обучения игре в футбол находится в зависимости от содержания и средств физического воспитания. Наиболее качественным является тот процесс, в котором по возможности в большей степени используются упражнения с мячом для воспитания ловкости, гибкости, быстроты, овладения техническими приемами и тактическими действиями. Техника физического упражнения во многом определяет эффективность соревновательной деятельности, достижение цели игры, если речь идет о спортивных играх. Она представляет собой устойчивую систему деятельности занимающихся, подчиненную процессу управления. В ходе оценки соревновательной деятельности в футболе рассматриваются две основные группы показателей: 1) индивидуальные и коллективные технико-тактические действия; 2) двигательные перемещения спортсменов по полю. Первая группа характеризует уровень технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команды в целом. Вторая - уровень специальной физической и функциональной подготовленности спортсменов. В футболе рекомендуется выделять ряд ведущих технико-тактических показателей: передачи мяча - короткие, средние (вперед, назад, поперек) и длинные; ведение; обводка; отбор; перехват; игра головой; удары по воротам - головой и ногой. Успешность соревновательной деятельности проявляется в умелом взаимодействии игроков, выражающемся в точных передачах мяча (принимающий игрок может овладеть мячом без дополнительных двигательных действий), поражении цели (ворот) мячом. Результативность передач зависит от расстояния до партнера, способов и точности ударов по мячу, положения передающего и принимающего мяч игрока: на месте, в движении, с присутствием защитника или без него. Результативность ударов по воротам определяется расстоянием до ворот, избранным способом и точностью нанесения удара, положением вратаря, расположением защитника и т.п. При этом результативным ударом считается поражение цели (гол), нерезультативным точным - попадание в штангу, перекладину, во вратаря. Неточными считаются удары по воротам, при выполнении которых мяч не пересекал линии ворот, не попадал в створ, во вратаря. В техническую подготовку школьников по футболу необходимо внести коррективы: следует подбирать средства, которые бы наиболее эффективно, по сравнению с используемыми в учебно-тренировочном процессе, формировали технику ведения, передач и ударов мяча по воротам за счет повышения целевой точности движений, разработать научно обоснованную методику работы над техникой и точностью ударов. Немаловажную роль для достижения высокого и устойчивого конечного результата в технической подготовленности занимающихся играют материальная база (оборудование и спортинвентарь, спортивные сооружения) и профессиональная подготовленность педагога. Поэтому в системе школьного физического воспитания возможно достижение школьниками лишь определенного уровня владения двигательными умениями и навыками изучаемого вида спорта. Футбол - вид спорта с нестандартными движениями. Для тех, кто прошел систему отбора и имеет многолетний опыт подготовки, характерными являются средняя длина тела, высокий уровень развития функциональных систем организма, скоростно-силовых способностей нижних конечностей, общей и специальной быстроты, ловкости и выносливости. Для технического мастерства футболиста характерны автоматизация двигательных навыков, высокая подвижность нервных процессов и совершенная деятельность анализаторов. В отличие от подготовки юных футболистов в специализированных детско-юношеских спортивных школах, в общеобразовательной школе может быть реализован только учебный материал технической и технико-тактической направленности, поскольку объем и содержание занятий значительно уступают спортивной тренировке. Не способствует в полной мере успешному решению образовательных задач и контингент занимающихся, их физическое развитие и подготовленность. Поэтому обучение техническим приемам ведется на реально существующем у каждого ученика уровне развития двигательных способностей и состоянии систем и функций организма. Обучение и тренировка юных футболистов составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности, заметных спортивных результатов и подготовку к общественно полезному труду. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый - начальной подготовки (7-12 лет), второй - учебно-тренировочный этап (13-15 лет), третий - спортивного совершенствования (16-18 лет). В условиях школьной физической культуры может осуществляться первый и частично второй этапы. В ходе учебно-тренировочного процесса происходит расширение круга изучаемых технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие двигательных способностей с учетом специфических требований футбола. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, углубление знаний правил игры, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов. Таким образом, в процессе многолетней подготовки юных футболистов в условиях спортивной секции, как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, не противоречащие друг другу. Напротив, обучение и тренировка должны быть органически связаны между собой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки -физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Развитие двигательных способностей и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: двигательные качества развиваются при разучивании технических приемов, а развивая их, можно добиться и более совершенного освоения занимающимися технических приемов. Подобная зависимость между видами подготовки предполагает, что достижение желаемых результатов в работе с юными футболистами невозможно, если один из видов находится на низком уровне. Качество обучения футболу зависит от количества занятий в неделю, продолжительности одного занятия, условий проведения занятий и оборудования. Если футбол избран в учебно-воспитательном процессе как основной вид спорта, то имеют место три урока физической культуры в неделю с данной спортивной дисциплиной в рамках запланированной четверти. Если в это время ведутся еще и учебно-тренировочные секционные занятия (2-3 раза в неделю) продолжительностью 60 минут, то суммарное время занятий футболом в недельном цикле составит 5-6 часов, что можно признать вполне удовлетворительным для обучения данной спортивной игре. На предварительном этапе обучения следует определить степень спортивной подготовленности занимающихся с помощью тестов или визуальным путем, наблюдая за тем, как ученики играют в подвижные игры. Исходя из этого, составить годовой план, включающий в себя разделы по физической, технической, тактической, интегральной подготовке, и подобрать упражнения и игры, позволяющие решать задачи по всем видам подготовки. Координационные способности и целевая точность движений как важные компоненты обучения технике игры в футбол. Развитие координационных способностей Важной стороной технической подготовки спортсмена является управление движениями, т.е. координационными способностями. Развитию способности управлять пространственными, силовыми параметрами движения посвящено много работ. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М. Просвещение, 1985. 2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М. Физкультура и спорт, 1978. 3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М. Физкультура и спорт, 1980. 4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М. Физкультура и спорт, 1983. 5. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М. Физкультура и спорт, 1978. 6. Горбунов Г.Д. Учись управлять собой. Л. - Знание, 1976. 7. Дементьев П.А. Футбол начинается с детства. - М. Известия, 1995. 8. Загайнов Р.М. Супер качества спортсменов-чемпионов. 2000, №2. 9. Качалин Г.Д. Тактика в футболе. - М. Физкультура и спорт, 1986. 10. Кочетков А.П. Актуальная тема. - М. Физкультура и спорт, 1981. 11. Кочетков А.П. Трагедия несостоявшегося мастерства. - М. Физкультура и спорт, 1987. 12. Кочетков А.П. Целостный подход в работе тренера с профессиональной командой по футболу. - М. Физкультура и спорт,2000. 13. Кошбахтиев И.А. Педагогическая характеристика индивидуальных тактических действий футболистов с мячом и обоснование средств их совершенствования. - Л., 1975. 14. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М. Физкультура и спорт, 1977. 15. Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста. - М. Физкультура и спорт, 1982. 16. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М. Физкультура и спорт, 1986. 17. Прибыловский Л.П. Тренеры большого футбола. - М. Физкультура и спорт, 1980. 18. Симонян Н.П. Футбол - только ли игра? - М. Агентство ФАИР, 1998. 19. Стоянов С.К. Методика волевой подготовки футболистов. - София. Медицина и физкультура, 1978. 20. Тодоров А. Воспитание в учебно-тренировочной деятельности и соревнованиях. - София. Медицина и физкультура, 1986. 21. Управление подготовкой спортивно-игровых команд. - Сб. научно- методических работ. - Новосибирск, 1994. 22. Шустиков В.М. Футбол на всю жизнь. - М. Сов. Россия, 1974. 23. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. - М. Медицина, культура и спорт,1992. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru