Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Роль пенсионных фондов на финансовом рынке ID работы - 617361 финансы (курсовая работа) количество страниц - 32 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 4 2. Перспективы пенсионной системы на современном финансовом рынке России 10 3. Пенсионные системы зарубежных стран 19 4. Положение пенсионных фондов на финансовом рынке 24 Заключение 29 Список литературы 31 Приложение 33 ВВЕДЕНИЕ: Введение Цель работы – исследовать роль пенсионных фондов на финансовом рынке. Экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход к рыночным методам управления экономикой, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, обеспечения их финансовыми источниками и рационального использования имеющихся средств. Законодательная база современной пенсионной системы в Российской Федерации формировалась почти 10 лет. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения по многим вопросам так и не пришли к единому мнению. Концепция реформы менялась четыре раза. Главным объектом борьбы стала доля частной инициативы, которая может быть допущена в существующую у нас сугубо государственную систему пенсионного обеспечения населения. За время, прошедшее с начала реформы пенсионной системы, нормативная правовая база, касающаяся деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, претерпела значительные изменения. При этом помимо принятия новых нормативно-правовых актов, вносились изменения и в действующее законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся пенсионной системы Российской Федерации. Экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход к рыночным методам управления экономикой, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, обеспечения их финансовыми источниками и рационального использования имеющихся средств. Законодательная база современной пенсионной системы в Российской Федерации формировалась почти 10 лет. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения по многим вопросам так и не пришли к единому мнению. Концепция реформы менялась четыре раза. Главным объектом борьбы стала доля частной инициативы, которая может быть допущена в существующую у нас сугубо государственную систему пенсионного обеспечения населения. За время, прошедшее с начала реформы пенсионной системы, нормативная правовая база, касающаяся деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, претерпела значительные изменения. При этом помимо принятия новых нормативно-правовых актов, вносились изменения и в действующее законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся пенсионной системы Российской Федерации. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, высокой социальной значимостью результатов финансовых решений в сфере пенсионного обеспечения. Полноценная система пенсионного страхования и обеспечения должна включать в себя различные институты соответствующего профиля. Совершенствование государственного регулирования в этой области характеризуется принципиально важными изменениями. Для России особенно актуальными остаются также проблемы результативности осуществляемой в стране пенсионной реформы и определяемые ею перспективы рынка негосударственных пенсионных услуг. Однако многие важные проблемы деятельности пенсионных фондов, обусловленные особенностями современной российской пенсионной системы и институциональной структурой российского финансового рынка, остаются пока за пределами рассмотрения. Это делает тему исследования исключительно актуальной 1. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам. При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России. Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии". Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи. Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день. И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования. Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников. По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает: ? целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения; ? организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; ? капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; ? контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; ? организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); ? межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; ? изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; ? проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; ? разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118 "О создании управлений ПФР в федеральных округах" созданы управления Пенсионного фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе. Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются: ? координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе; ? взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации; ? координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан; ? взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда. Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на: ? выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; ? выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; ? оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; ? финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; ? другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Формирование средств Пенсионного фонда РФ осуществляется за счет: ? страховых взносов работодателей; ? страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; ? страховых взносов иных категорий работающих граждан; ? ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; ? средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; ? средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; ? добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей: ? фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность; ? денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; ? формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; ? страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; ? на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ; ? денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; ? расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда). Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. Кроме Пенсионного Фонда РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Государственную систему пенсионного обеспечения составляют пенсионное обеспечение и пенсионное страхование. Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная денежная выплата, осуществляемая государством на основании нормативных правовых актов, которая предоставляется гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при выходе на трудовую пенсию; либо же предоставляется гражданам в целях компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности при потере кормильца; либо же нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка ф СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации 3. ФЗ РФ «Бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 ГОД и на плановый период 2009 и 2010 годов». 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ 4. ФЗ РФ от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002г. - №30 5. ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. 6. ФЗ РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 7. ФЗ РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» 8. ФЗ РФ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.). 9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 июля 2004г. - №27. 10. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» 11. Авдашева С.Б. Концентрация на рыках небанковских финансовых услуг. Альманах Ассоциации независимых центров экономического анализа. №1, 2006 12. Амосова У. Пенсионные фонды торчат на обочине финансовых рынков. www.garant.ru 13. Бажанова А. «Основные направления развития пенсионной системы РФ». Экономико-правовой бюллетень №1, 2003г. 14. Баскаков В. Финансовые перспективы пенсионной системы России. Финансы. № 4, 2007. 15. Бродский К.М., Бродский М.Н.: Право и экономика пенсионного обеспечения С-Пб., 2006 г. 16. Ведев А.Л. Пенсионный Фонд - большой и нестабильный участник финансового рынка. www.opec.ru 17. Горюнов И.Ю. Пенсионные фонды в зарубежных странах. Журнал «научные труды МосГУ», №47, 2005 18. Демографический прогноз разработан В.Н. Архангельским 19. Мартино Ж.Н. Пенсионная система Канады // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2003. - № 4. 20. Матросов С.В. Роль кредитных учреждений на европейском финансовом рынке и тенденции их развития. Вестник ФА при Правительстве Москвы, 2005 21. Подобед М. А. Новое законодательство о пенсиях : Нормативный сборник Издательство: Приор, 2006 22. Практический и научный комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" / Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. БЕК, Москва, 2004 23. Расходы Пенсионного фонда России будут расти, как и его доходы. www. npf.investfunds.ru 24. Романов А.А. Негосударственное пенсионное обеспечение в странах СНГ и Балтии // Пенсионные фонды и инвестиции.- 2005.- № 1 25. Романов А.А. Пенсионная реформа в Украине // Пенсия. – 2004 - №10 26. С 1 октября 2007 года базовая часть трудовой пенсии по старости увеличится и составит 1260 рублей. Российская газета. От 12 сентября 2007 года 27. Серебрякова Е. Особенности пенсионной системы Чили в сравнении с пенсионной системой России // Пенсионные системы и инвестиции. - 2005. - № 6. 28. Серебрякова Е. Пенсионные системы России и Германии: сравнительные характеристики // Пенсионные фонды и инвестиции. - 2005. - № 4. 29. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации. www. pbroker.ru 30. Ткач Ю.А. О ходе пенсионной реформы в Болгарии // Пенсия.- 2005. - № 11. 31. Ткач Ю.А. О некоторых особенностях государственного пенсионного обеспечения государственных служащих в Республике Корея // Пенсия.- 2005. - №10. 32. www.actuaries.ru 33. www.pfrf.ru Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru