Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Концептуальные подходы к обеспечению финансовой безопасности в России ID работы - 619306 финансы (дипломная работа) количество страниц - 167 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 3 1.1.Понятие и сущность финансовой безопасности 3 1.2. Концептуальные подходы к обеспечению финансовой безопасности в странах с развитой экономикой 17 1.3. Концептуальные подходы к обеспечению финансовой безопасности в России 33 ГЛАВА II. ВАЛЮТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 50 2.1. Понятие и сущность валютной безопасности 50 2.2. Угрозы финансовой безопасности в валютной сфере 62 2.3. Социально-экономические последствия валютно-финансовых кризисов 88 ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 111 3.1. Понятие и сущность управления валютной безопасностью 111 3.2. Субъекты и объекты управления 125 3.3. Направления деятельности по управлению валютной безопасностью 149 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 169 ВВЕДЕНИЕ: ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1.Понятие и сущность финансовой безопасности Настоящий мир постоянно находится в условиях трансформации, изменений, усле-дить за которыми бывает довольно сложно – современные транспортные коммуникации и новейшие информационные технологии заставили мир сжаться, что сказалось на структу-ре и качестве международных связей. Все отрасли мирового хозяйства, в первую очередь – финансы, настолько переплелись друг с другом, что подчас невозможно отделить какую то часть от целого. Это целое – международные мирохозяйственные связи, без государст-венных границ и национальных разделений. Самая интернациональная система, которая давно уже не признает границ, с которой вынуждены считаться суверенные страны и не-зависимые правительства – международная финансовая система. Взаимозависимость го-сударств во всех сферах общественной жизни усиливается, что вкупе с либерализацией внешнеэкономической деятельности получило название глобализации. Глобализация это объективный процесс, проходящий независимо от того, воспринимаем мы его или нет, от этого не уйти, и поэтому нужно интегрироваться в мировую хозяйственную систему, для того, чтобы получить от этой неизбежности определенные выгоды. Следует отметить, что участие государства в международных экономических интеграционных группировках оз-начает согласие не просто на соблюдение определенных мироторговых стандартов, но и на существенные изменения внутри страны: в его экономике и экономической политике, в том числе в правовом обеспечении предпринимательской деятельности, поддержке кон-куренции, защите прав собственности во всех ее формах и проявлениях. Процесс глобализации несет в себе как положительные моменты, так и отрицатель-ные. К положительным моментам можно отнести то, что на мировой рынок выходят пере-довые промышленные технологии, возникает международный рынок труда, происходит определенная кооперация государств в сфере научных исследований и перераспределения производства в пространстве, возникают новые системы расчетов, появляются всемирные деньги. То есть для блага всего человечества в целом – глобализация это хорошо. Сущест-вует даже «теория локомотива» : к примеру у государства появляется излишек средств, допустим от продажи углеводородного сырья, затем эти средства идут на закупку товаров за рубежом. Таким образом, государство развивает экспорт ориентированные отрасли другого государства, участвует в его развитии. Кроме этого, закупка товара происходит, как правило, за валюту, таким образом, вносится доля прибыли в ту страну, в валюте ко-торой производится расчет, поднимается и ее экономика. Исходя из вышеизложенного, получается, что государство, получившее первичную прибыль и вложившее ее в товар зарубежного партнера является "локомотивом" экономики этой страны, подтягивает ее до какого то уровня. Но, как мы знаем, существующий мир поделен на суверенные государства, каждое из которых свои, пусть даже краткосрочные интересы, ставит выше интересов мирового сообщества, поэтому более сильные государства используют все блага глобализации в своих интересах, отодвигая более слабые, развивающиеся страны, от этих благ. Настоящее перераспределение построено таким образом, что развивающиеся страны участвуют в процессах глобализации как сырьевые придатки и поставщики дешевой рабочей силы. Нельзя также забывать и об откачке финансов и оттоке интеллектуального потенциала из развивающихся стран в более развитые. При таком освоении прогресс более развитого, «осваивающего» общества идет за счет деградации «осваиваемого», причем масштабы де-градации разрушаемого общества и утраты его культуры, как всегда при «развитии за счет разрушения», превосходят выигрыш в культуре и прогрессе более развитого общества. В отличие от традиционных, гармоничных процессов развития развитие за счет чужой де-градации всегда представляет собой «игру с отрицательной суммой». Говоря о глобализации нельзя не упомянуть проблему глобальных монополий, раз-вившихся из транснациональных корпораций середины – конца 20 века. В своем роде гло-бальные корпорации стали наднациональным правительством, диктующим свои условия некоторым из суверенных государств. Возможность влияния на государство тем выше, чем слабее в экономическом плане государство. Слабые государства отмирают, их место занимают транснациональные корпорации сильных государств, дело в том, что слабые экономически государства не выдерживают глобальной конкуренции, особенно в идеоло-гической сфере и становятся жертвами ТНК. Роль глобальных монополий в развитии человечества отрицательна. Существует не-сколько моментов, которые подтверждают это утверждение. Во-первых в условиях глобальной монополии всячески задавливается конкуренция, цены и услуги предоставляются по цене монополии и соотношение цена-качество задает-ся исходя из соображения получения максимальной прибыли – страдает потребитель. Во-вторых монополии заинтересованы в торможении технического прогресса, торможении исследований фундаментальной науки – прорыв технологий заставит переоснащать тех-ническую базу, может привести к удешевлению конечного продукта потребления, а это не согласуется опять же с политикой максимизации прибыли, ведь монополия построена по принципу получения прибыли сейчас, их технологии обкатаны, технологический парк на-строен, любые принципиальные изменения приведут к падению текущей прибыли, появ-лению новых игроков - конкурентов, а это для монополии недопустимо. Является парадоксальным, что при перепроизводстве товаров в развитых странах большая часть человечества этими товарами воспользоваться не может по причине эконо-мической несостоятельности – и огромную роль в причинах такой несостоятельности иг-рают глобальные монополии, которые тормозят прогресс в угоду сиюминутным выгодам. Вырисовывается некий порочный круг: глобальные монополии тормозят прогресс, чтобы получить максимальную выгоду от товара, который они производят, но большая часть по-требителей этот товар приобрести не может именно из-за торможения их развития моно-полиями – налицо кризис перепроизводства и экономический упадок одновременно, стра-дают обе стороны. Но некоторую потерю прибыли глобальными монополиями не в коей мере нельзя сравнить с теми потерями, которые несут слабые в экономическом плане го-сударства в связи с таким положением дел. Глобальные монополии можно сравнить с передовой армией развитых стран, арми-ей осуществляющей прямой захват государств – захват не территориальный, но суть от этого не меняется, осуществляется полное подчинение экономики страны, которая начи-нает работать на захватчика – этакий аналог оккупации без проведения военных действий. Современные войны носят характер экономической, финансовой агрессии, страны завоевываются не генералами, а финансистами и экономистами, военные действия ведут-ся на территории всего мира, в отличие от того времени, когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, насе-ления и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства. Когда одна страна стремится заставить другую страну изменить экономическую политику, чтобы обеспечить более широкий доступ к её рынкам, невоен-ные средства и методы оказываются более эффективными, чем военная сила При таком положении дел необходимо ограждать государства от угроз: ухудшения условий мирового экономического развития, нежелательных последствий решений, при-нятых отдельными государствами без согласования с другими странами, экономической агрессии со стороны других государств. Взаимозависимость государств, в свою очередь привело к тому, что для обеспечения своей безопасности приходится думать и о безопас-ности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исклю-чающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран – членов мирового сообщества. Решение этих задач возложено на международную экономическую безопасность. Международную экономическую безопасность понимают как состояние мирового хозяй-ства и международных экономических отношений, при котором обеспечиваются стабиль-ное экономическое развитие государств и создаются условия для взаимовыгодного эконо-мического сотрудничества, исключающего применение экономической силы. Система международной экономической безопасности необходима для защиты суверенных госу-дарств от следующих угроз: стихийного ухудшения условий мирового экономического развития; нежелательных последствий экономических решений, принятых без согласова-ния между странами; сознательной экономической агрессии со стороны других госу-дарств. Из условия предотвращения данных угроз вытекают следующие задачи, стоящие перед системой международной экономической безопасности: 1).Поддержание стабиль-ности мировой экономики, создание условий для роста производства, инвестиций и инно-ваций, предотвращение наступления финансовых кризисов, а также ликвидация их по-следствий; 2).Согласование экономической политики государств, принятие взаимоприем-лемых решений, устраивающих все стороны; 3).Предотвращение международных эконо-мических конфликтов. Решение данных задач невозможно в формате решений какого то одного государства, даже супердержавы. На региональном уровне решать можно многие проблемы, связанные с конкретными государствами, объединенными в блоки, но на миро-вом уровне необходима структура, координирующая, согласовывающая действия отдель-ных государств, приводящая решения к какому то общему знаменателю. На современном этапе такой структурой является ООН. Рассмотрим систему международной экономиче-ской безопасности в существующем варианте. Глобальный уровень системы МЭБ: В рамках ООН международной экономической безопасностью занимаются Эконо-мический и социальный совет (ЭКОСОС), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Цель ООН – ук-репление правовой и организационной базы для эффективного и справедливого функцио-нирования мировой экономики. Рассматривается общее состояние мировой экономики, проблемы развития торговых отношений и мировых финансов, долговые проблемы, об-суждаются кризисные ситуации в мировой экономике и способы их преодоления. Всемирная торговая организация (ВТО) способствует обеспечению справедливой конкуренции на мировом рынке и созданию благоприятных условий для международного обмена товарами и услугами. Основные задачи – содействие либерализации международ-ной торговли и противодействие дискриминации во внешнеэкономических отношениях. В работу ВТО входит и контроль за соблюдением торговых отношений между странами, входящими в Организацию, разрешение торговых споров. Международный валютный фонд (МВФ) призван обеспечивать стабильность меж-дународной финансовой системы и ограждать мировую экономику от разрушительных финансовых кризисов. В прерогативу Фонда входит и предотвращение угроз, связанных с внезапным оттоком капитала из страны. Задачи, поставленные перед Фондом одни из са-мых сложных, потому что финансовая система находится на «острие» процесса глобали-зации, более всего подвержена изменениям, которые происходят довольно быстро и при-нять адекватные меры по регулированию зачастую достаточно сложно. Региональный уровень. Европейский союз (ЕС), Азиатско-Тихоокеанское экономи-ческое содружество (АТЕС), Содружество независимых государств (СНГ). Блоковый уровень. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), страны «большой восьмерки» (Россия сюда относится условно, говоря о блоковом уровне, было бы правильнее сказать: «страны большой семерки»). Отраслевой уровень (соглашения о торговле отдельными товарами) Организация стран производителей нефти (ОПЕК). Функциональный уровень. Регламентирование деятельности ТНК, международных научных связей, регулирование валютных и финансовых отношений, обмен информацией. Особенностью обеспечения международной экономической безопасности является то, что нет властного органа, безопасность обеспечивается «балансом сил» стран, или го-сударством – гегемоном, негласно выполняющим роль мирового правительства. Исторически сложилось, что на роль такого гегемона претендуют Соединенные Штаты, иногда довольно успешно, но в последнее время такая ситуация перестает устраи-вать некоторые страны, которые делают определенные шаги, чтобы изменить ситуацию (введение общей европейской валюты мы относим к таким шагам). «Американская идео-логия глобализма отвергает принцип эгалитаризма и устанавливает между нациями «от-ношения высшего к подчиненному». Осознавая уязвимость своей претензии на глобаль-ное управление без глобального контроля над мировыми энергоресурсами, США создали мощнейший механизм финансового, политического и военного давления на мир в целом и на каждого члена мирового сообщества в отдельности. Идеологически все это также оформлено в доктрину глобализма, не случайно проповедуемую именно США. Следует отличать теорию глобализма и глобального управления, взятую на воору-жение Соединенными Штатами, от естественной глобализации, являющейся естествен-ным процессом интеграции мирохозяйственных связей, являющейся процессом эволюци-онным. Распад биполярного мира, хаотический переход из «царства необходимости в цар-ство свободы», невозможность управлять из одного центра усложняющимися мирополи-тическими процессами – все это стимулировало кризис не только национальных, но и ме-ждународных институтов, прежде всего ООН. Теория глобального управления подразу-мевает однополярный мир, со страной – управленцем и остальными – ведомыми страна-ми. С таким положением вещей нельзя согласится, мировое сообщество еще недостаточно «сплавлено», достаточно неоднородно, поэтому притязания одной какой либо страны на глобальное лидерство будут находить отпор. Именно поэтому мы наблюдаем такие явле-ния, как развертывание ядерных программ, снижение порога военного вмешательства в дела суверенных государств, терроризм. Однако можно увидеть, что упор на военную силу делают государства, недостаточно развитые экономически, а к террору прибегают уж совсем в бедных, отсталых странах, где другие методы борьбы по определению невозможны. Палестина, Афганистан – эти страны можно привести в пример. Страны с развивающейся и переходной экономикой, которые составляют неевропей-ские цивилизации, не должны воспринимать глобализацию как очередной шаг на пути до-гоняющего развития. Глобализация может выступать в форме кооперации этих стран, в частности, в решении продовольственной проблемы. Фактический демонтаж режима нераспространения ядерного оружия, ядерных мате-риалов и «опасных» технологий, а также угрожающее разрастание локальных и регио-нальных конфликтов – это детища глобального управления. С другой стороны, сильная, экономически развитая страна, обладая армией, достаточной для поддержания суверени-тета, может держать под своим влиянием целый регион (например, Япония). В условиях глобализации, развития коммуникаций связи и транспорта, военная сила становится вспомогательной, ведь главная цель любой войны это получение от нее кон-кретных выгод, что в настоящем мире достигается, как правило, экономическими воздей-ствиями, крайнее проявление которых - экономическая агрессия. Одним из главных условий международной экономической безопасности является поддержание равновесия между процессами глобализации и волей государств сохранять суверенитет – политический, и в достаточной мере экономический, потому что в условиях современности говорить о полном экономическом суверенитете невозможно – мирохозяй-ственные связи настолько переплелись, что в условиях изоляции государство не сможет не только полноценно развиваться, но и в большинстве своем сохранить свою государст-венность. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, осново-полагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объе-динений людей, включая общество и государство. Финансовая экономика за последнее десятилетие выделилась в быстро развиваю-щуюся сферу деятельности, слабо связанную с реальной экономикой. Финансовые ресур-сы, не имеющие реального обеспечения, практически «фиктивные» деньги, активно соз-даются и перераспределяются, ничем не отличаясь от «настоящих» денег. Манипулирова-ние такими финансовыми ресурсами создает ряд предпосылок, угрожающих развитием локальных и глобальных финансовых кризисов. Финансы в развитии общества претенду-ют на особую роль, стабильность общества зависит от его финансовой безопасности. Фи-нансовая безопасность является ключевым звеном в системе экономической безопасности страны, опосредованно влияющим на промышленную, энергетическую, продовольствен-ную безопасность. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, спо-собность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы. В скорректированной в январе 2000 года Концепции национальной безопасности России на-циональная безопасность понимается как защищенность жизненно важныхх интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по природе (политических, экономических, информационных, экологических и других) . Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономиче-ской безопасности. Экономическая безопасность государства представляет собой слож-ную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной. В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам экономической безо-пасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие рос-сийские экономисты. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы". В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: на-родное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности". Н.Гусаков определяет экономическую безопасность как устойчивое состояние националь-ной экономики, обеспечивающее эффективное удовлетворение общественных потребно-стей, технико-экономическую независимость, неуязвимость страны к внешним и внутрен-ним угрозам и влиянию, защиту экономических интересов России на внутреннем и внеш-ним рынках вне зависимости от изменения тактических целей государства и соответст-вующих им трансформаций внутренних и внешних угроз и влияний. Л. Абалкин считает, что экономическая безопасность это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию. Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономиче-ской системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизне-деятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйст-ва. Прежде чем подойти к определению финансовой безопасности, рассмотрим некото-рые основные составляющие. Финансы это система сложившихся экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств. Безопасность-это состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Опасность – объективно существующая, но не фатальная вероятность негативного воздействия, обладающая возможностью нанести вред, ущерб. Вызов – совокупность факторов, требующая реакции на нее, в целях предотвраще-ния возможного вреда, ущерба. Риск – вероятность возникновения негативных последствий, в результате произве-денных действий. Ущерб – результат разрушительного изменения целостности и/или свойств конкрет-ных личностей (граждан) и принадлежащих им материальных или духовных ценностей. Финансовая политика – это целенаправленно планируемая деятельность государства по формированию и использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации прогрессивного развития экономики страны и обеспечения повышения уровня благосостояния всех ее граждан. Финансовая политика состоит из следующих сис-тем: бюджетно-налоговой, финансово-денежной, кредитно-банковской, ценовой и валют-ной. Финансовая система государства это совокупность взаимосвязанных сфер финансо-вых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фон-дов денежных средств, с различной ролью в общественном воспроизводстве. Структуру финансовой системы государства представим в виде трех сфер: государ-ственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансовый рынок. Государст-венные, или централизованные финансы подразделяются на государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования. Финансы хозяйст-вующих субъектов делятся на финансы коммерческих предприятий и организаций, фи-нансы некоммерческих организаций, финансы домохозяйств. Финансовый рынок состоит из банковской системы, кредитной системы (страховые компании, инвестиционные и не-государственные пенсионные фонды), фондового рынка и валютного рынка. Несмотря на разграничения сфер деятельности и особенности образования и применения денежных средств в структурных элементах, финансовая система является цельной. Разные источники дают различные определения финансовой безопасности, рассмот-рим некоторые из них. Финансовая безопасность государства представляет собой такой уровень самодостаточности его финансовой системы, определяющийся ее целостностью, который обеспечивает достаточную финансовую основу для проведения экономической и социальной политики в целях реализации и защиты национальных интересов страны. В определении сделан акцент не на уровень защищенности финансовой системы, а на ее качество, которое предполагает высокий уровень финансовых отношений, способ-ность эффективно функционировать, реагировать на рыночные реалии, быть конкуренто-способной. Финансовая само СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» 2. Федеральный закон от 13 октября 1995г. № 157– ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». 3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300). 4. Заявление Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» 5. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» // Комерсантъ» № 83 от 12.05.2000 г. 6. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики, 2004, №12 7. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики - N12 – 2004 – с.4-13 8. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики - N 12 – 1994 – с. 36-44 9. Беляев Ю. А. Бюджетный Федерализм: зарубежный опыт // Финансы. - 1994. - N 10. 10. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. - 1994. - № 11. 11. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики - N 12 – 2004 – с. 25-35 12. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. .Макроаспекты экономической безопасности: факторы ,критерии и показатели. // Вопросы экономики, 1994, №12,с.27-288 13. Госкомстат России. Социальное положение и уровень жизни населения России. Официальное издание. М., 2004. 14. Грязнов Э.А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. - М.: ООО Инфограф, 2000. 15. Иванченко Г.В. От кризиса к стабилизации и ее последующему подъему // Вопросы экономики. - №5. - 1994. с. 5-43 16. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором//Вопросы экономики, № 4 - 2001. 17. Кобрин Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России//Экономист. - 2004. - №7. 18. Колосов А.В. Экономическая безопасность. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2006. 19. Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. - 2004. - №1. 20. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики - N12 - 1994 – с.115-125 21. Нестеренко А.Н. Возможен ли синтез эволюционной экономики и «мэйнстрима»?. Сборник докладов и выступлений участнико Международного симпозиума «Эволюционная экономика и «мэйнстрим». -М.: Наука, 2000. 22. Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности предупреждения. Вопросы экономики, 1995, №1, с.107 23. Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу на международной научной конференции “Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент”. - Москва, МГУ, 2005. 24. Павлов А.Г. Современное развитие финансовых систем, как источник проблем управления финансами – М.: Знание, 1995г. 25. Пороховский А. Экономически эффективное государство: американский опыт //Вопросы экономики № 3 – 1998. 26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 03.04.2001 27. Прожиточный минимум в Российской Федерации». - М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2004. 28. Проскурина И.Г. Валютное законодательство: вчера, сегодня, завтра. Статья от 13.08.2004// www.r36.nalog.ru 29. Россия и международные экономические организации: Материалы “круглого стола”, прошедшего на экономическом факультете МГУ. - М.: МГУ, ТЕИС, 2005. 30. Рыжов Ю."Стратегия безопасности страны" Сборник "Армия и общество" (1990г.), стр.380-391 31. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России. // Международный бизнес России. 1995. №9 32. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики - N 12 – 2004 – с. 14-24 33. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1.-С.196. 34. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики, 1995,№1. 35. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 2004. №3. 36. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994. –С.198 37. Финансово-кредитный словарь / под ред. Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994. –С.204 38. Фульчери Бруни Рочча. Геоэкономический фактор в финансовых отношениях с зарубежными странами. Карло Жан, Паоло Савона. Геоэкономика. – М.: Инфра-М, 2006. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru