www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

В. И. Вернадский: Учение о ноосфере и современное глобальное мышление


ID работы - 756011
философия (курсовая работа)
количество страниц - 34
год сдачи - 2007



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение…………………………………………………………………….3
Глава I Философские подходы к естествознанию………………………..7
Глава II Основные положения учения о ноосфере……………………...15
Глава III Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность………25
Заключение………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………….34








ВВЕДЕНИЕ:



Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно - в его глу-боких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечеcтва.
Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересова-ли проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессозна-тельно повлияли на его научное творчество.
Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернад-ский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно науч-ную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.
Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет Петер-бургского университета, где среди профессоров находились светила русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние на Вернадского несомненно оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минерало-гией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии, кристал-лографии, истории.
В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовле-творить стремление человека найти "смысл жизни", примириться с неизбежно-стью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.
В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического ка-бинета Московского университета. Работая на этом месте ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по изуче-нию естественных производительных сил России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа "Биосфера", после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы - области жизни и геохимической деятельности живого вещества.
Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за не-сколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в науке.
Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания приро-ды. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в спе-циальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.
И в центре этого новаторства - возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивили-зации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадок-сально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчав-шихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности,
Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традицион-но видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.
Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосфе-ру, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естест-венноисторический. "Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, челове-ческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее косми-ческой силы, царство которой впереди",- вдохновенно писал Вернадский.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Философские мысли натуралиста / В.И.Вернадский. М., 1988 2. Проблема биогеохимии / В.И.Вернадский. М., 1988 3. Научная мысль как планетное явление / Вернадский В.И. М., 1989. 4. Русская философия / Под ред. Ю.В.Крянева, Л.Е.Моториной М., 1991 5. Баландин О.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1988
Цена: 1050.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru