Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Роль философии в жизни человека ID работы - 617886 философия (контрольная работа) количество страниц - 13 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Предмет и структура философского знания 4 2. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества 6 3. Функции философии в жизни людей и обществе 9 Заключение 13 Список литературы 14 ВВЕДЕНИЕ: Введение Философия имеет черты сходства с наукой. Она также, как и наука, стремится к истине. Также, как и наука, философия стремится доказать свои положения. Также, как и наука, философия требует интеллектуальной свобода и не может довольствоваться ссылкой на авторитет. Однако философия отличается от науки. Она не имеет эксперимента, ее язык не формализуется. Однако, наиболее значимые философские выводы должны быть подкреплены жизненной практикой. Не зря много философских систем базируется на притчах, используя их для доходчивого объяснения своей сути. Если науки изучает существующее и ее знание является объективным знанием, то философия говорит не только о сущем, но и о должном. Она стремится выявить человеческую ценность рассматриваемого явления, не может дать знания отделенного от субъекта, объективность ее выводов всегда относительна. Философия имеет черты сходства и с искусством. Философия часто оперирует не понятиями, а символами, близкими к художественным образам. Однако в отличие от искусства философия делает упор на разум, а не на эмоции, на логику, а не на фантазию и интуицию. Философия близка и к религии. По существу и та, и другая рассматривают трансцендентные объекты, занимаются одним и тем же кругом вопросов (смысл жизни человека, добро и зло и т.п.). Однако если в религии конечный результат размышлений всегда уже известен (из символа веры, из священных книг), то в философии конечный результат размышления не может быть дан ссылкой на авторитет. К нему можно прийти лишь в результате более или менее длительных рассуждений. Какова же роль философии в духовной жизни человека и общества? Философия в концентрированном виде выражает суть той или иной культуры, сущность той или иной эпохи. Поэтому невозможно осмысленно подходить к опыту предшествующих поколений, к истории разных цивилизаций, не имея представления о том, какие философские идеи были свойственны их культуре. В философии в абстрактном и чрезвычайно общем виде подытоживается опыт личной и общественной жизни. Именно через смену и преемственность философских представлений мы можем судить об изменчивости и вместе с тем о постоянстве человеческого существования, о многообразии и вместе с тем единстве человеческой культуры. Философия необходима для формирования независимого, творческого, самостоятельного мышления. Опыт истории философии учит критически относиться к навязываемым в любом обществе мышлению человека стереотипам, выгодным для тех, кто именно сегодня господствует в экономической, политической и духовной жизни. Философская культура является важной предпосылкой ятя выработки собственной позиции, причем позиции доказательной, опирающейся на веские аргументы." 1. Предмет и структура философского знания Проблема соотношения мышления и бытия является сердцевиной философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют осмыслить предмет и структуру философии. Что же представляет собой предмет философии самой по себе, без сравнения ее с наукой, искусством, политикой? Он исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов. Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между отдельными областями зародившегося знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и направления. Формировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика. Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII – XVIII веков процесс размежевания между философией и специальными науками совершается несколько ускоренными темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку. Философия - это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе "мир - человек", составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны - предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает. Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются "вечные и неизменные" решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и "вечные" философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека. Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом. Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру, которую можно представить следующим образом: Философские науки Предмет изучения Подфункции Аспект основного вопроса философии Онтология Объективная реальность Онтологическая Как возможен человек с его сознанием в этом мире? Социальная философия Субъект (общество) Социологическая Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие? Философская антропология Субъект (человек) Гуманитарная Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества? Гносеология Познавательное отношение Гносеологическая Как возможно адекватное познание? Праксеология Преобразование Праксеологическая Как возможно эффективное преобразование мира? Этика Общение Этическая Как возможно нравственное общение? Аксиология Ценностно-ориентационная деятельность Аксиологическая Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека? Эстетика Эстетическое освоение Эстетическая Как возможна деятельность по законам красоты? В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность. Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно. Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. "До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод". Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением. Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской ре СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Алексеев П.В., Панин A.Д. Философия: Учебник. - М., 1997. 2. Антология мировой философии. - М., 1969-1972. 3. Барулин В.С. Социальная философия. - М.,1999. 4. Бучилло Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.изд 2- М.,2001. 5. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.- М.,1996. 6. История современной зарубежной философии. - СПб., 1998. 7. История философии. Уч.для вузов.- Ростов-на-Дону, 2002. 8. Краткая история философии. - М., 1996. 9. Культура: теория и проблемы. - М., 1995. 10. Мир философии: Книга для чтения. В 2 частях. - М., 1991. 11. Новая философская энциклопедия . В 4 тт.- М.,2000. 12. Основы философии: Учебное пособие. - М., 1997. 13. Скирбекк Г., Гильс Н. История философии: Уч.пособие для студентов вузов.- М.,2000. 14. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Лавриненко В.Н.,Ратникова В.П..- М.,2000. 15. Филосфия. Издание 2. Отв.ред Кохановский В.П. - Ростов-на-Дону,2001. 16. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М., 1997. 17. Хрусталев Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. - Ростов-на-Дону, 1999. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru