Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Понятие рационализма в философии Нового времени ID работы - 609008 философия (контрольная работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: 1. Понятие рационализма в философии Нового времени 3 2. Сенсуализм в философии Нового времени 4 3. Теория «идолов» Бекона 6 4. Теория знаков Гоббса 8 5. Понятие естественного состояния по Гоббсу 10 6. Проблема «вторичных» качеств у Локка 12 7. Теория страстей Декарта 14 8. Принцип когетальной философии Декарта 17 9. Философия Спинозы 20 10. Философия Г.В. Лейбница 22 11. Общественный договор Руссо 24 12. Воспитание детей по Руссо 26 13. Философия субъективного идеализма 27 14. Философия Джорджа Беркли 30 15. Философия Дэвида Юма 31 ВВЕДЕНИЕ: 1. Понятие рационализма в философии Нового времени Как философское учение рационализм возник в середине XVII века. Свое название это философское учение от латинского rationalis, что означает разумный, (лат. ratio – разум). Рационализм это точка зрения рассудка, соот-ветственно – разума и представляет собой совокупность философских на-правлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рас-судок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. После возникновения объективистского рационализма в Ан-тичном мире в Новое время (XVII-XVIII вв.) подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. Это делают Де-карт, Спиноза, Лейбниц и Вольф; против них выступали эмпиристы Локк, Юм, Кондильяк. Позднее Кант устранит противоположность рационализма и эмпиризма в критицизме. Позднее целиком рационалистическим учением яв-ляются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направле-ния современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. В Новое время рационализм стал следствием развития учений эпохи Просвещения (метод мышления, сенсуализм и т.п.). Рационализм, разделяю-щий оптимизм этого мышления, ибо верит в неограниченную силу человече-ского познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. В Новое время возникло новое по-нятие – наука, которую рационализм отождествляет с математикой и естест-венными науками вообще. «Научным» с этого времени называют то, что мо-жет быть представлено, изображено с помощью математического и естест-веннонаучного языка. Только в конце Нового времени возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе «рациональное» или «иррациональное». Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господ-ство. Он утверждает, что против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. Для метафизики в системе рационализма нет места. По-этому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок ме-тафизики. Противники рационализма – романтизм, иррационализм (Шопенгауэр, Кьёр-кегор, Мэн де Биран, Ницше) и филосо СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: смежность и следование во времени события Б после А. Затем эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения следствия причиной. Таким образом, понятие причинности возникает на основе логической ошибки («после этого - значит по причине этого»). Эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление А повлечет за собой появление Б. Если, по Юму, в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретической вере, то в области наук о психических явлениях дело обстоит иначе. Здесь каузальность бесспорна, ибо действует как механизм ассоциирования, а также как необходимая обусловленность идей - впечатлениями, желаний - ощущениями, потребностей и страстей - желаниями, а решений - страстями. Замена веры в каузальность твердым знанием наличия последней может, по Юму, произойти лишь постольку, поскольку данную науку удается превратить в ветвь психологии. Именно это и стремился осуществить Юм в этике, эстетике, истории, экономике и религиоведении. Юм считает мотивы (главный предмет его этики) реальными и необходимыми причинами человеческих поступков, что исключает свободу воли. Признание причинности в области психических процессов привело Юма к тому, что он отверг свободу воли с позиций психологического детерминизма, использовав этот вывод для критики религии: «...в воле, рассматриваемой нами здесь в качестве причины, так же мало может быть обнаружена связь ее с действием, как и в любой материальной причине связь с ее собственным действием». Воля пассивна, поскольку она сама есть не что иное, как впечатление. То же, между прочим, Юм говорит и об идее Бога. Доказывая, что источник религии в неудовлетворенных потребностях людей, Юм обратил внимание на аффективные корни религиозных иллюзий. Религиозной вере Юм противопоставил привычки обыденного сознания и заменил «установленные суеверия» «естественной религией», верой в надприродную первопричину- «Причину вообще». В итоге своих изысканий Юм дает два определения причины: 1. «Мы можем определить причину как объект, предшествующий другому объекту и смежный ему, причем все объекты, сходные с первым, находятся в одинаковых отношениях предшествования и смежности к тем объектам, которые сходны с первым». 2. «...Причина есть объект, предшествующий другому объекту, смежный ему и так с ним соединенный, что идея одного из них определяет ум к образованию идеи другого, а впечатление одного - к образованию более живой идеи другого». Юм считает, что второе, психологизированное определение причины совершенно освобождает ее от свойства «метафизической» необходимости и позволяет отождествлять «психическую» и «физическую» необходимость. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru