Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Политико-филосоофские взгляды Ю. Хабермаса ID работы - 615835 философия (контрольная работа) количество страниц - 20 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Идея коммуникативного действия Ю. Хабермаса 5 2. Структуры «жизненного мира» и коммуникативной действие 6 2.1 Категория «жизненного мира» 6 2.2 Рациональное в коммуникативном действии 7 2.3 Социальная эволюция «жизненного мира» 9 2.4 «Система коммуникативного действия» и «жизненный мир» 13 3. «Знание и интересы» 16 Заключение 18 Список литературы 21 ВВЕДЕНИЕ: Введение В социологии рассматриваются два подхода к социальной реальности, две методологии социологического теоретизирования, два взгляда на соци-альную структуру. Оба они отражают действительные стороны общественно-го феномена. Авторы, избирающие тот или иной подходы, стремясь создать логически стройную концепцию, вынуждены исследовать обе эти стороны – социальное действие (поведение) и социальную систему (некоторую надын-дивидуальную реальность) – в каком-либо приоритетном соотношении, что приводит их к значительной редукции другой стороны. Различие перспектив рассмотрения предопределяет два взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу взгляда на социальную структуру и процесс институционализации. С точки зрения теоретиков, берущих за основу индивидуальное действие, по-ведение, деятельность, общество представляет собой институционализиро-ванное действие, его структуры - это застывшие образцы поведения, уже в силу своей устойчивости способные оказывать обратное воздействие на ин-дивида. Действие в этом случае приобретает характер выбора между инсти-туционализированными возможностями. Для исследователей, исходящих из понимания общества как особого вида реальности, объективно существую-щего, имеющего свои собственные «законы», доступные объяснению только «изнутри», понятие социальной структуры становится выражением этих внутренних законов (связей между социальными фактами, которые могут быть объяснены только другими социальными фактами). Структура в данном случае предстает, прежде всего, как совокупность императивных правил, ор-ганизующих действие индивидов, только она является единственной реаль-ностью, оправдывающей, объясняющей и детерминирующей сами элементы, что делает проблематичной человеческую «свободу выбора». Люди в этом случае оказываются не более чем «игрушкой» в игре структурных связей, «марионеткой», приводимой в движение невидимыми структурными «нитя-ми» и, как и всякая марионетка, не осознающими наличия этих «нитей». Юрген Хабермас (1929 г. р.) сегодня является одним из наиболее ярких и интересных теоретиков, пытающихся преодолеть односторонность подхо-дов к рассмотрению общественной жизни. Масштаб и разнообразие тем в его работах огромны. В своих трудах он рассматривает и проблемы теории по-знания, и концепции эстетики, и проблемы развития современных развитых обществ. Он критически переосмысливает и синтезирует идеи многих мыс-лителей. Круг источников его синтеза чрезвычайно широк, это: • марксизм, как в классической его форме, так и неомарксизм Франкфурт-ской школы; • это и теория рационализации М. Вебера; • когнитивная психология Ж. Пиаже; • феноменологическая традиция Э. Гуссерля, А. Щюца и Т. Лукмана; • психоанализ З. Фрейда; • теория социальных систем Т. Парсонса; • идеи интеракционизма Дж. Г. Мида; • концепция солидарности Э.Дюркгейма. Его работы иногда похожи на учебники по соответствующим разделам знания, настолько глубоко и подробно стремится он развернуть перед чита-телем панораму мнений по той или иной проблеме. Такой подход не является данью философской традиции. Он также меньше всего направлен на демон-страцию собственной эрудиции автора. Ю. Хабермас, прежде всего, стре-миться найти точки соприкосновения, которые могли бы стать основой даль-нейшего синтеза или дать направление для последующих дискуссий. Целью данного исследования является рассмотрение круга тем, пред-ставленных в работах Ю. Хабермаса, которые свидетельствуют о глубине и серьезности аналитических намерений автора. 1. Идея коммуникативного действия Ю. Хабермаса Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции, которая дает и исходный импульс для синтеза различных теоретических построений, и, одновременно, конечную перспек-тиву оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Противоречия со-циологического теоретизирования переносятся в его работах из чисто логи-ческого в эволюционный план. Предлагаемый им синтез становится не син-тезом логических категорий (ни одну из которых Ю. Хабермас не оставляет без реконцептуализации), а рассмотрением пути их возникновения, развития, идеологизации, развенчание которой приводит человека к большему пони-манию социального мира, окружающего его, и своего места в нем. Эволюционно-методологическая направленность синтеза Ю. Хаберма-са тесно связана с его взглядами на роль и предназначение социологической теории. Вслед за представителями Франкфуртской школы – М. Хорк¬хай¬ме¬ром и Т. Адорно (учеником, которого был Ю. Хабермас) он считает, что не-обходимость социальной теории состоит в необходимости критики совре-менного общественного устройства, в форме критики его идеологии. Он ут-верждает, что эта критика (прежде всего критика знания) возможна только в рамках социальной теории, и что сама социальная теория может быть по-строена только в виде последовательной критики знания. Критический ана-лиз основ социального знания, начало которого восходит еще к концепциям Г. Гегеля и К. Маркса, способен, по мнению Ю.Хабермаса, дать социальным субъектам представление о действительном характере общественного уст-ройства, или, по меньшей мере, показать истоки формирования идеологиче-ских искажений, осознан СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Гадамер Г-Х. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988. 2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология – СПб.: Ольга, 1996 3. Мотрошилов Н.В. О лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции // СОЦИС. – 1995. – №3 4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Социальные институты и процессы – М.: ИНФРА-М, 2000 5. Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. – СПб.: Парадигма, 1997 6. Луман H. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб.: «Петрополис», 2001 7. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995 8. Социология // Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2002 9. Социология. Основы общей теории // Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1998 10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и пере-раб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999 11. Хабермас Ю.. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Academia, 1995 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru