www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Политико-филосоофские взгляды Ю. Хабермаса


ID работы - 615835
философия (контрольная работа)
количество страниц - 20
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение 3
1. Идея коммуникативного действия Ю. Хабермаса 5
2. Структуры «жизненного мира» и коммуникативной действие 6
2.1 Категория «жизненного мира» 6
2.2 Рациональное в коммуникативном действии 7
2.3 Социальная эволюция «жизненного мира» 9
2.4 «Система коммуникативного действия» и «жизненный мир» 13
3. «Знание и интересы» 16
Заключение 18
Список литературы 21




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

В социологии рассматриваются два подхода к социальной реальности, две методологии социологического теоретизирования, два взгляда на соци-альную структуру. Оба они отражают действительные стороны общественно-го феномена. Авторы, избирающие тот или иной подходы, стремясь создать логически стройную концепцию, вынуждены исследовать обе эти стороны – социальное действие (поведение) и социальную систему (некоторую надын-дивидуальную реальность) – в каком-либо приоритетном соотношении, что приводит их к значительной редукции другой стороны. Различие перспектив рассмотрения предопределяет два взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу взгляда на социальную структуру и процесс институционализации. С точки зрения теоретиков, берущих за основу индивидуальное действие, по-ведение, деятельность, общество представляет собой институционализиро-ванное действие, его структуры - это застывшие образцы поведения, уже в силу своей устойчивости способные оказывать обратное воздействие на ин-дивида. Действие в этом случае приобретает характер выбора между инсти-туционализированными возможностями. Для исследователей, исходящих из понимания общества как особого вида реальности, объективно существую-щего, имеющего свои собственные «законы», доступные объяснению только «изнутри», понятие социальной структуры становится выражением этих внутренних законов (связей между социальными фактами, которые могут быть объяснены только другими социальными фактами). Структура в данном случае предстает, прежде всего, как совокупность императивных правил, ор-ганизующих действие индивидов, только она является единственной реаль-ностью, оправдывающей, объясняющей и детерминирующей сами элементы, что делает проблематичной человеческую «свободу выбора». Люди в этом случае оказываются не более чем «игрушкой» в игре структурных связей, «марионеткой», приводимой в движение невидимыми структурными «нитя-ми» и, как и всякая марионетка, не осознающими наличия этих «нитей».
Юрген Хабермас (1929 г. р.) сегодня является одним из наиболее ярких и интересных теоретиков, пытающихся преодолеть односторонность подхо-дов к рассмотрению общественной жизни. Масштаб и разнообразие тем в его работах огромны. В своих трудах он рассматривает и проблемы теории по-знания, и концепции эстетики, и проблемы развития современных развитых обществ. Он критически переосмысливает и синтезирует идеи многих мыс-лителей. Круг источников его синтеза чрезвычайно широк, это:
• марксизм, как в классической его форме, так и неомарксизм Франкфурт-ской школы;
• это и теория рационализации М. Вебера;
• когнитивная психология Ж. Пиаже;
• феноменологическая традиция Э. Гуссерля, А. Щюца и Т. Лукмана;
• психоанализ З. Фрейда;
• теория социальных систем Т. Парсонса;
• идеи интеракционизма Дж. Г. Мида;
• концепция солидарности Э.Дюркгейма.
Его работы иногда похожи на учебники по соответствующим разделам знания, настолько глубоко и подробно стремится он развернуть перед чита-телем панораму мнений по той или иной проблеме. Такой подход не является данью философской традиции. Он также меньше всего направлен на демон-страцию собственной эрудиции автора. Ю. Хабермас, прежде всего, стре-миться найти точки соприкосновения, которые могли бы стать основой даль-нейшего синтеза или дать направление для последующих дискуссий.
Целью данного исследования является рассмотрение круга тем, пред-ставленных в работах Ю. Хабермаса, которые свидетельствуют о глубине и серьезности аналитических намерений автора.


1. Идея коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции, которая дает и исходный импульс для синтеза различных теоретических построений, и, одновременно, конечную перспек-тиву оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Противоречия со-циологического теоретизирования переносятся в его работах из чисто логи-ческого в эволюционный план. Предлагаемый им синтез становится не син-тезом логических категорий (ни одну из которых Ю. Хабермас не оставляет без реконцептуализации), а рассмотрением пути их возникновения, развития, идеологизации, развенчание которой приводит человека к большему пони-манию социального мира, окружающего его, и своего места в нем.
Эволюционно-методологическая направленность синтеза Ю. Хаберма-са тесно связана с его взглядами на роль и предназначение социологической теории. Вслед за представителями Франкфуртской школы – М. Хорк¬хай¬ме¬ром и Т. Адорно (учеником, которого был Ю. Хабермас) он считает, что не-обходимость социальной теории состоит в необходимости критики совре-менного общественного устройства, в форме критики его идеологии. Он ут-верждает, что эта критика (прежде всего критика знания) возможна только в рамках социальной теории, и что сама социальная теория может быть по-строена только в виде последовательной критики знания. Критический ана-лиз основ социального знания, начало которого восходит еще к концепциям Г. Гегеля и К. Маркса, способен, по мнению Ю.Хабермаса, дать социальным субъектам представление о действительном характере общественного уст-ройства, или, по меньшей мере, показать истоки формирования идеологиче-ских искажений, осознан




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Гадамер Г-Х. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988.
2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология – СПб.: Ольга, 1996
3. Мотрошилов Н.В. О лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции // СОЦИС. – 1995. – №3
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Социальные институты и процессы – М.: ИНФРА-М, 2000
5. Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. – СПб.: Парадигма, 1997
6. Луман H. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб.: «Петрополис», 2001
7. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995
8. Социология // Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2002
9. Социология. Основы общей теории // Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1998
10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и пере-раб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999
11. Хабермас Ю.. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Academia, 1995

Цена: 1000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru