www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Изучение проблемы культуры в русле философии


ID работы - 692863
философия (курсовая работа)
количество страниц - 52
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
Духовная жизнь России конца XIX начала XX в
ГЛАВА II
Проблемы философии культуры
ГЛАВА III
Проблемы русской культурфилософии и современная
социокультурная ситуация





ВВЕДЕНИЕ:



Культурфилософия - это понятие, которое в современной философии выражает осознание сущности и значения культуры. Этот термин был введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829). Классическое понимание культуры базировалось на философии истории. Вместе тем, как отмечает Ю.Н.Давыдов, "философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему" .
В европейском сознании впервые проблематика философии культуры затрагивается софистами. Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как некого постоянного элемента, человеческому закону, который является изменчивым, произвольным. Таким образом, осмысливалась антиномия природного и нравственного, которое идентифицировалась с культурным.
"По мнению Гиппия человеческие установления (обычаи, законеч..) насилуют нас часто вопреки природе"2.
Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила также развитие в философии киников, так и Антисфен, и Диоген, и Синопский рассуждали о возврате людей к природе, о простоте и естественности первобытного человеческого состояния.
Таким образом, культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль.
Софисты, киники, стойки и эпикурийцы разрабатывали в конечном счете антиномию культуры и природы.
Внутри христианства это противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось на такую антиномию как Бог и культура. Таким образом, природа утрачивает право быть каким-либо критерием культуры и тем самым разрушается "натуралистический фундамент языческой философии культуры, а открывается возможность для истолкования трансцендентальной природы культуры"1. Философию культуры в этот период можно определить как "теологию культуры". Теологи подчеркивают духовное начало, которое сопровождает встречу с Христом. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к божественному замыслу.
В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних воскрешаются снова. Философское понимание культуры в данное время связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями.
В новое время культурфилософская проблематика расцветает у Дж-Б.Вико и Ж.Ж.Руссо. Дж.Б.Вико представил целостное истолкование искусства религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Дж.Б.Вико развил мысль о циклической развитии культуры и говорил о том, что законы, которые управляют развитием культуры, носят божественный характер.
В эпоху просвещения Ж.Ж.Руссо выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они истощают и изнеживают человека как в моральном, так и физическом плане. Именно отталкиваясь от Руссо, Кант считал, что он свободен от ничем не прикрытого интеллектуализма, и встал на новый путь. Он считал, что повышение интеллектуальной культуры все равно не может раскрыть все загадки бытия, говоря, что культура должна управляться другими силами и "удерживаться в узде". Поэтому Кант пришел к выводу, что истинная ценность культуры лежит не в благах, которые человек получает от природы и проведения. Она обнаруживается только в его собственном поведении и в том, что он превращается в результате этого поведения. Цель культуры в осуществлении свободы, которая означает моральное господство над самим собой.
Новый этап в осмыслении сущности культуры связан с немецкой культурфилософской мыслью, с романтическими постижениями духа культуры различных эпох. А. и Ф.Шлегеля, Они стояли у истоков сравнительно - исторического изучения культуры, рассматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. Романтики высоко ценили своеобразие национальных культур.
В XIV в. ряд мыслителей, в том числе А.Шопенгауэр, основатель философии жизни, решительно отвергают всеобщую западноевропейскую веру в прогрессивность "человека разумного" и "человека деятельного"1. Генезис культуры усматривается в том, что человек безоружен перед лицом окружающего мира и совершенно не может приспособиться к его специфике.
Представление "философии жизни" поставили также вопрос о том, что науки о природе отличаются от наук о культуре. Жизнь как феномен может быть истолкована из нее самой. Природу можно объяснить с культурой, по мнению В.Дильтея дело обстоит сложнее. Ее можно только понять, если вжиться в нее Феномены культуры постигаются путем сопереживания, вчувствования.
И, наконец, переходя к нашему столетию можно сказать, что в это время философия культуры получила стремительное развитие. Родилось множество новых истолкований самого понятия. Осмысление культуры продолжалось и в русле других представителей философии жизни. Так, А Беркон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы.
В конце XIX - начале XX в. философия культуры общается к философскому осмыслению различных фаз (или стадий) эволюции человеческой культуры. Возникает идея в обозначении особой науки, которая занималась бы культурой.
"Представители неокантианской философии В.Виндельбанд и Г.Риккерт проводили радикальное отличие наук о культуре от наук о природе. К "наукам о культуре" относили сферу исторического знания, внутри которого обнаруживается индивидуальное, специфическое значение для человека феноменов действительности.
"Науки о природе" - естествознание, социология, которые выявляют в познание общезначимое, сходное1.
На основе этих культурофилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру. "Вместе с блестяще развивающейся вовне материальной культурой", - пишет Виндельбанд, - растет горячая потребность в собственной внутренней жизни, и наряду с демократизацией и социализацией жизни растет резкая оппозиция индивидов, их противодействие подавлению такой, их исконное влечение к выражению собственной сущности"2.
Таким образом культурная ситуация нашего столетия такова, что прогресс культуры одаривает человечество все новыми дарами, но конкретный субъект обнаруживает себя все более и более отстраненным от их потребления. Блага, которые создает культурный прогресс все увеличиваются в числе, но как раз в этом росте они перестают быть полезными нам. Собственное "я" не черпает больше у культуры сознания своей власти.
Эти же темы на христианско-православной мировоззренческой основе разрабатываются в XIX-XX вв. К.Н.Леонтьевым и Н.Я.Данилевским, Ф.М.Достоевским, Н.Я.Бердяевым, В.Ивановым, А.А.Блоком и многими другими. Определенные аспекты противопоставления культуры и цивилизации вошли в культуротворческие темы Л.Н.Толстого, Н.Я.Данилевского и О.Гипенглер говорили об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных культур.
Цель : Она состоит в изучении проблемы культуры в русле философии. Рассмотрением понятия "культуры", его функционированием в различных жизненных сферах занимались многие выдающиеся философы.
Охватить работы всех философов, посвященные культуре просто невозможно, поэтому я остановлюсь на работах тех философов, которые, по моему мнению, наиболее глубоко затронули и осветили круг проблем, связанных с культурой XX в.
Задача моей работы состоит из нескольких аспектов: во-первых, установить специфику подхода философов к культурным универсалиям: "назначение культуры", "культура и природа" и общество и др.
Во-вторых, определить как в разных философских направлениях выявляются точки соприкосновения, взаимодействия и проследить их влияние на современную философскую культуру.
Методы исследования.
При изучении проблем философии культуры использовала методы гуманитарного культуроведения, основным среди них был историко-сравнительный, который позволяет изучить индивидуальный характер каждой культурной структуры в ее сравнении, в ее пространственно-временном и конкретно-событийном плане.
Практическая значимость работы.
Материалы работы могут быть использованы студентами на практических занятиях по теории и философии культуре.







СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие - М.: Народная Академия общечеловеческие ценностей. - 1993.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Аспект пресс.-1997
3. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах.-М., 1999.
4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Г.В.Драча.- Ростов - на -Дону:Феникс.-1997.
5. Культурология. Основы теории и истории культуры: Учебное пособие / Под ред. И.Ф.Кефели - Спб.: Специальная литература.-1996
6. Культурология XX век. Словарь. - Спб: Университетская книга-1997.
7. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр. - 1997.
8. "Литературная газета". Из истории русской мысли.
П.А. Флоренский. 30 ноября 1988 г.
9. "Советская культура". Мысль Флоренского сегодня.
18 мая 1989 г.
10. П.А. Сапронов .- Курс лекций по теории и истории культуры. Культурология. - Санкт - П., 1998 г.
11. Е.М. Скворцова. Теория и история культуры. - М.,1999г
12. Ю. Борев . Эстетика. - М., 1981г.
13. Культурология. История и теория культуры / Л.З. Немировская.-М., 1991г.
14. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994г.
15. Введение в культурологию. Отв. Ред Ч.В.Попов. - М., 1995г.
16. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1991г.
17. Культурология. История мировой культуры / Под. Ред.проф. А.Н.Марковой. М., 1998г.
18. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983г.
19. Очерки по истории мировой культуры / Под. Ред. Т.Ф. Кузнецовой. -М., 1997г.
20. Розаков В.В. Религия. Философия. Культура. - М., 1992г.
21. Сорокин п.А. Человек. Общество. Цивилизация. - М., 1992г.
22. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990г.
23. Краснобаев Б.И. История русской культуры второй половины XIX - начала XXвв. - М., 1983г.
24. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах Отечественной интеллигенции. М., 1991
25. Лосский Н.Ю. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. -М., 1991г.
26. Милюков П.П. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт.- М., 1993г.
27. Культурология. Курс лекций. / Под ред. Радугина А.А.. - М., 1997г.
28. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: "Аспект Пресс", 1995. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: "Аспект Пресс", 1995. О России и русской культуре. - М.: Наука., 1990.-С.483.
29. Введение в культурологию / под ред. В.А.Сапрыкина. М., 1995..
30. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: 1922.- Лосский С.Л. История русской философии. М., Высшая школа, 1994. - С.125.
31. Булгаков С. Трагедия философии. М., 1926
32. Культурология XXв. Энциклопедия. Санкт-Петербург. 1998г.
33. Бердяев Н. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989, №2.
34. Эрн В.Г. Сковорода.- М., 1992.
35. Введение в культурологию // под ред. Е.В. Попова.-М., 1995г


Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru