Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Философия прагматизма к24аыы ID работы - 677352 философия (контрольная работа) количество страниц - 15 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: §1.Зарождение и становление прагматизма с.1 §2. У.Джемс - главный теоретик прагматизма с.10 Литература ВВЕДЕНИЕ: Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. Это философия, сделавшая чистый опыт не просто изначальным принципом познания, но и придавшая ему онтологический статус. У. Джемс (Джеймс), американский философ, (1842-1910), в работе "Существует ли сознание?" - отбросил отношение "субъект - объект" как основной принцип философии и вместо него привнёс понятие "чистого опыта", который он рассматривал в качестве "первичного вещества или материала, из которого состоит всё в мире". Отношение же "субъект - объект" есть в таком случае лишь производное от чистого опыта. Что касается "чистого опыта", то это непосредственный жизненный поток, представляющий материал для нашего последующего отражения. При этом У. Джемсом упраздняется различие между духом и материей: на этой основе возникает "нейтральный монизм", согласно ему вещество, из которого состоит мир, - это и не дух, и не материя, а нечто, предшествующее и тому, и другому; "опыт" и "вещество мира" никогда не совпадают во времени и в пространстве. В прагматизме сильно подчёркнута практическая сторона философии, или точнее идея о соотношении теоретических размышлений и их практического воплощения. Мы часто, как считает Джемс, вынуждены принимать решения без достаточных теоретических оснований. В этих случаях мы руководствуемся только верой (или неверием). Отсюда стремление сторонников прагматизма рассматривать не столько знания, сколько веру в качестве основы наших действий. (У. Джемс "...Верьте, и вы будете правы...") Ясно то, что такие посылки свидетельствуют об усилении субъективности в познании. Обратимся к высказываниям американского философа Ч. Пирса (1839 - 1914), который сформулировал принцип прагматизма: для достижения ясности в наших мыслях о каком-либо объекте надо выяснить какие возможные последствия практического характера этот объект может содержать в себе. Здесь мы видим подмену гносеологического момента оценочным, что находится в противоречии с канонами как науки (естествознания), так и рационалистической философии, утверждающими объективность истинного знания. У. Джемс стоит фактически на той же позиции: идеи становятся истинными постольку, поскольку они помогают нам вступать в удовлетворительные отношения с другими частями нашего опыта. Мысль истинна постольку, поскольку вера в неё выгодна для нашей жизни. Отсюда можно заключить, что истина - это одна из разновидностей добра, а не отдельная категория. Истинной идею делают не процедуры, а события, в центре которых, оказывается эта истина, истинное - это лишь удобное в образе нашего мышления и в конечном итоге - в образе нашего действия. Поиск нами истины, таким образом, сводится к поиску нами выгоды для нас. Тогда приходится согласиться с таким выводом: мы не можем отвергнуть никакую гипотезу, если из неё вытекают полезные для жизни следствия. Так, гипотеза о Боге истинна, ибо она служит удовлетворению потребностей самого широкого круга людей, согласуется с религиозным опытом их и идеалом добра и справедливости. Если этот принцип распространить на мир в целом, то мы неизбежно примем его плюралистическую картину ("плюра СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Джемс У., Многообразие религиозного опыта, М., 1993 2. Джемс У., Психология, М., 1991 3. Краткая философская энциклопедия, М., 1994 4. Психология (словарь), Изд-во политической литературы,1990 5. Современная западная философия, словарь, М., 1991 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru