Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Анализ "Тускуланских бесед Цицерона" ID работы - 754415 философия (курсовая работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2007 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. "Тускуланские беседы" Цицерона, как памятник культурологической мысли 8 1.1. Цицерон, как выдающийся писатель и государственный деятель 8 1.2. Смысл и историческое оправдание культуры Цицерона 9 Глава 2. Анализ "Тускуланских бесед Цицерона" 12 2.1. История написания "Тускуланских бесед" 16 2.2. Поэтика речей Цицерона 26 Заключение 32 Список использованной литературы 34 ВВЕДЕНИЕ: Цицерон, родившийся в 106 г. до н.э. и убитый по приказу Антония в 43 г. до н.э. как участник заговора против Цезаря, обычно известен широкому кругу образованных людей как знаменитый оратор. В действительности Цицерон был также крупным философом стоической школы и учеником стоика Посидония (11-1 вв. до н.э.). Цицерон в совершенстве знал греческий язык и читал в оригинале труды греческих философов. Многие фрагменты из утерянных греческих философских трудов VI-V вв. до н.э. дошли до нас благодаря Цицерону. В частности, в своем произведении "О государстве", дошедшем до нас неполностью, Цицерон упоминает эпизод, связанный с греческим философом Анаксагором (речь шла о том, что Перикл, ссылаясь на своего учителя Анаксагора, объяснил как естественное явление солнечное затмение, испугавшее афинян накануне Пелопоннесской войны). Цицерон также перевел на латинский язык отрывки из диалога Платона "Тимей", озаглавив свой перевод "De universo" ("О вселенной"). Этот перевод авторизированный, он не повторяет слово в слово, но лишь передает суть космологических воззрений Платона. Фрагмент из этого перевода, который мы приведем ниже, показывает нам, что, как и большинство крупных философов античности, Цицерон верил в единого Бога: "Но этого как бы Родителя сей вселенной найти трудно, а когда найдешь, рассказывать о нем народу было бы нечестиво. С другой стороны, надо рассмотреть, оный мастер (fabricator : слово, которым Цицерон, скорее всего, передает греческое слово 'демиург' - И.Л.) такового произведения подражал ли какому-нибудь образцу, или нет[...] Но если прекрасен сей мир, если мудр его Создатель, то, конечно, Он предпочел следовать вечности, поскольку нет ничего прекраснее мира и ничего более выдающегося, чем его Создатель". В нашей стране недавно были изданы отдельной книгой философские сочинения Цицерона. Еще в совсем юном возрасте Цицерон обнаружил особый интерес и склонность к ораторскому искусству. Он усердно посещал Форум, где слушал выступления выдающихся ораторов того времени - Красса и Антония, занимался искусством декламации под руководством знаменитого актера Росция, который ставил ему голос и учил его ораторским жестам. Когда молодой Цицерон получил право одеть мужскую тогу (toga virilis), т. е. достиг, по римским понятиям, совершеннолетия (это произошло в 90 г.), отец поручил его попечениям знаменитого законоведа - авгура Квинта Муция Сцеволы, беседы с которым считались наилучшим введением в изучение права. Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Сам Цицерон неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им "дни и ночи" напролет. Интересно отметить, что, несмотря на свое полудетское восхищение личностью Мария и даже на отдаленное родство с ним (тетка Мария была родной бабкой Цицерона), он все годы господства марианцев хотя и находился в Риме, но держался в тени, не принимал никакого участия в общественной жизни и именно в эти годы усиленно занимался изучением философии, права и риторики. Одно из самых значительных произведений Цицерона - Тускуланские беседы в 5 книгах, в котором затрагивается широкий спектр философских вопросов. В нем он называет философию "наукой об исцелении души", "изыскательницей добродетели, гонительницей пороков", силой, объединившей "в общество рассеянных по земле людей". Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования - дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма - само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. В жизни и творчестве Цицерона история Рима предстает на трагическом изломе, обнажившим ее внутренние противоречия. Старинные ценности античного мира, религиозные, гражданские, моральные, художественные, оказались под сомнением, из объективно заданных и инстинктивно усвоенных они стали предметом обсуждения, нравственных раздумий, философского осмысления и художественного анализа. Цицерон воплотил эту фазу духовного развития античного мира. В его сочинениях поставлены многие проблемы, над которыми Европе предстояло биться веками и тысячелетиями - соотношение принципов местного самоуправления и государственной централизации, личной власти и гарантий того, что она не перерастет в тиранию, взаимной правоты и неправоты частной морали и государственной необходимости в их неслиянности и нераздельности. "Тускуланские беседы" созданы Цицероном осенью 45 г. до н.э. Это был год последнего творческого подъема, который испытывал Цицерон на закате жизни (его убили два года спустя как враг Марка Антония, открыто выступивший против его стремления стать принцепсом. Цицероном в Сенате было произнесено несколько разоблачительных речей, которые назвал "филиппиками", по образцу речей Демосфена против Филиппа Македонского). "Тускуланские беседы" существенно отличались от других работ Цицерона как по содержанию, так и по форме. Они включают в себя из пять книг, содержат конспекты лекций, которые будто - бы прочитанны перед большой аудиторией. Как бы отвечая на вопросы слушателей, Цицерон излагал свою точку зрения по ряду важнейших вопросов, которые волнуют не только его, но и многих образованных людей того времени. В той или иной степени Цицерон обращается к ее рассмотрению и в более ранних работах, но тогда она не казалась ему главной. На закате жизни она представлялась ему в качестве центральной проблемы философского знания. Отвечая на вопрос вымышленного собеседника: "Является ли недостойное поведение некоторых философов доказательством бесполезности философии как таковой?", - он пишет: Это ничего не доказывает, ведь и поля не всегда плодоносны, хотя и возделываются... Так же не плодоносны и души. А чтобы продолжить сравнение, добавлю: как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия (culture animi auten philosophic est) (выделено мною - А.Ш.): она выпалывает в душе пороки, подготавливает душу к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай. Не трудно заметить, что ход размышлений Цицерона в значительной степени напоминает ход размышлений софистов, однако (это следует подчеркнуть особо) он говорит не столько о результате "обработки человека вообще" и формировании всего комплекса физических и духовных качеств, а только о "культуре души", которая возникает как логическое следствие овладения конкретным индивидом комплексом философского знания, позволяющего видеть подлинную цену всему, отличать истинные цели от ложных. Культура души трактуется Цицероном как личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументирование отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов. В первой книге Цицерон ставил вопрос о том, можно ли считать смерть злом. Взвешивая все аргументы "за" и "против", он пришел к выводу о том, что смерть является злом отчасти, ибо душа бессмертна и неуничтожима. Аргументацию в подтверждение данной точки зрения он черпал у Платона, который, по мнению Цицерона, наиболее обстоятельно из всех философов разрабатывал вопрос о соотношении бытия и небытия. Во второй книге Цицероном исследовалась проблема отношения к душевным и телесным мучениям. Он обосновывает идею о том, что у человека, склонного к рефлексии, всегда имеются выходы из тупика, ибо он всегда может прекратить свои страдания, добровольно уйдя из жизни. В третьей и четвертой книгах Цицерон анализировал способы подавления аффектов, обретения спокойствия духа, внутренней сосредоточенности, душевного равновесия. В заключительной книге обсуждался вопрос - можно ли стать нравственным, стремясь к счастью и полноте телесных удовольствий. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 2003. С. 54-55. 2. Робертс Дж.М. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Т. 1. Доисторическое время и первые цивилизации. М., 2000. С. 18. 3. Радцева .Т. Н. Анализ сочининий "Тускуланские беседы Цицерона"М., 2000г. С. 514-516. 4. Махабхарата. Пять сказаний /Перевод С. Липкина. М., 2000. С. 78, 79, 81. 5. Столович Л.Н. Истина. М., 2004. С. 18- 19. 6. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в мышлении. М., 2004. С. 524, 525. 7. Еремеев А.Ф. Культура: происхождение, особенности структура. Часть 1.ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 99-100. 8. См.: Новая философская энциклопедия. М., 2001. С. 546. 9. 'Цицерон и его время' - М.1972 Утченко С.Л. С. 195 10. 'Цицерон' - М.1991 Грималь Г. С. 97 Цена: 1050.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru