Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Анализ понимания времени и пространства в человеческом бытии ID работы - 739728 философия (курсовая работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2008 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ…………………………………………...8 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ……………………………………………….….….16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..….……..31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………………33 ВВЕДЕНИЕ: Рассматриваемые в работе проблемы, связанные с пониманием пространства и времени в человеческом бытии, актуальны для философии. Пространство и время являются важнейшими формами бытия наряду с движением и системностью. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? Иначе говоря, существуют пространство и время в объективной реальности или в сознании человека? 2. Каково отношение пространства и времени к субстанции? Иначе говоря, как соотносятся пространство, время и первопричина бытия? 3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных характеристиках вещей, ее решение в значительной степени обусловливалось решением первых двух групп проблем). [12, 280] Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и порядка сосуществования материальных систем и их состояний. Оно объективно, универсально (всеобщая форма) и необходимо. [14, 16] В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем. Время объективно, неотвратимо и необратимо. [13,6] Следует различать философские и естественнонаучные представления о пространстве и времени. Собственно философский подход представлен четырьмя концепциями пространства и времени: субстанциальной и реляционной, статической и динамической . Субстанциальная концепция: пространство и время - абсолютные, самостоятельно существующие образования, независимые от конкретных материальных систем и процессов, их фактическое вместилище. Нечто вроде космической комнаты, в которую можно внести или, наоборот, из которой можно вынести всю материю. Такой взгляд получил наиболее отчетливую формулировку в труде И. Ньютона "Математические начала натуральной философии" (1687). [11,341] В противоположность ей, реляционная концепция строится на том, что пространство и время существуют только в связи с конкретными материальными системами и посредством их. Естественнонаучным доказательством реляционной концепции пространства и времени стала теория относительности. Ее создатель А. Эйнштейн писал в частности: "Пустое пространство, т. е. пространство без поля, не существует. Пространство-время существует не само по себе, но только как структурное свойство поля". [11,341] В соответствии со статической концепцией, пространство и время имеют единообразные характеристики на всех структурных уровнях материи. Пространство в этой перспективе неизменно, ни от чего не зависит и описывается одной - евклидовой геометрией, а время течет одинаково во всей Вселенной и является линейным, однонаправленным. Динамическая концепция, напротив, ориентирована на то, что конкретные свойства пространства и времени находятся и меняются в зависимости от уровня структурной организации материи. В микромире они - одни, в мегамире - другие, в макромире - третьи. Метрика разных пространств описывается разными геометриями - евклидовой и неевклидовыми. Различия между ними довольно существенные. Так, в геометрии Лобачевского сумма углов треугольника всегда меньше 180 градусов, в геометрии же Римана - всегда больше 180 градусов. Современная наука признает в качестве адекватных реляционную и динамическую концепции пространства и времени.[11,342] Пространство и время - две взаимосвязанные формы существования материи. Нет пространства вне времени, как и наоборот. Единство движения, пространства и времени, на котором настаивает философия, доказывается всем современным естествознанием, прежде всего теорией относительности. Последняя вскрыла органическую связь между пространством, временем (пространственно-временное многообразие, "четырехмерное пространство") и движущейся материей (свойства пространства-времени определяются распределением и движением тяготеющих масс). При приближении движения тела к скорости света начинают фиксироваться так называемые релятивистские эффекты: пространственные размеры сокращаются, а временные процессы замедляются. Бытие - еще одна из важнейших категорий философского мышления. Предметом онтологии, составлявшей центральное ядро философских учений, начиная с античности, было именно бытие. Однако в новой философии, особенно с XVIII в., под влиянием скептицизма Юма и трансцендентализма Канта понятие бытия вытесняется на периферию философской мысли. И в системе Фихте, и в системе Гегеля бытию как таковому отводится весьма скромное, чтобы не сказать жалкое место. "Чистое бытие, - писал Гегель, - есть чистая абстракция и, следовательно, абсолютно-отрицательное, которое, взятое так же непосредственно, есть ничто. <…> Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие" Под влиянием Гегеля и немецкого идеализма в целом, позднее - к концу XIX - началу XX в. неокантианства и неопозитивизма, устранивших онтологию как предмет философского познания, понятие бытия почти совсем выпало из поля зрения философов. [8] Однако в 20 - 30-е годы вместе с реакцией на гносеологизм и методологизм неокантианских и позитивистских школ, а также критикой субъективизма немецкой идеалистической философии возникает тенденция вернуться к проблемам онтологии. Еще в конце XIX в. у Франца Брентано, а затем у его ученика Эдмунда Гуссерля мы обнаруживаем именно эту тенденцию, которая затем получает более полное развитие в творчестве М. Шелера, Н. Гартмана, М. Хайдеггера и др. [9,7] Тем не менее "онтологический нигилизм" и в конце XX в. характеризует основное умонастроение философии. Его питательную почву составляет утопический активизм индустриально-технической цивилизации в двух его главных вариантах - социального революционаризма и технократической воли к переустройству человеком не только Земли, но и всего космоса, переустройству, угрожающему уничтожением всего живого. Для философского мышления критика утопического активизма, так же как и скептического нигилизма, представляющего собой реакцию на него, предполагает прежде всего выяснение его истоков. А истоки индустриально-технической цивилизации, связанной с возникновением и развитием новоевропейской науки и философии, надо искать не в XIX и даже не в XVIII в., но значительно раньше. Как ни парадоксально, но именно история понятия бытия может пролить новый свет на вопрос о глубинных корнях того типа мышления, того подхода к миру, который лежит в фундаменте современной европейской, ставшей сегодня уже планетарной, цивилизации. Пространство и Время являются фундаментальными категориями исследования Бытия и особенный смысл приобретают в изучении философии культуры. Каждый факт, историческое событие, художественный памятник, юридическая норма, научное открытие и даже любое явление повседневной жизни неизбежно вписываются в эту систему координат. Цель работы - проанализировать понимание времени и пространства в человеческом бытии. Для достижения цели решались следующие задачи: 1) анализ восприятия пространства и времени в различных культурных системах; 2) выяснение современной философской картины мира. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов// Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. 2. Грицанов А.А. Пространство и время // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. - (Мир энциклопедий). 3. Гурина М. Философия: учеб. пособие. - М., 1998. - С. 391-393. 4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской традиции. М., 1986. - С. 3-149. 5. Иконникова С.Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия "Мыслители", выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.69-74. 6. Карпицкий Н. Онтология виртуальной реальности. - Томск,1999. 7. Кемеров В.Е. Социальная философия: Курс лекций. - М.: МГУ, 2007. - С. 24-65. (Тема VII. Многомерность социального бытия). 8. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии. - М.: Издательство политической литературы, 1984. - (Глава III. Часть 5). 9. Мамардашвили М.К. Введение в философию// Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. - С. 7-155. 10. Можейко М.А. Социальное время (время человеческого бытия) // // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. - (Мир энциклопедий). 11. Смарт Д.Д. Материализм // Вольф Р.П. О философии. - М., 1996. - С.341 - 343. 12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1999. С. 280-285. 13. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987. 14. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. Редакторы: В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П. Филатов. М., 2001. С. 264-268. 15. Флоренский П.А. Время и пространство// Социологические исследования. - 1988. -№1. 16. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М.: Захаров, 2000. 17. Хайдеггер М. Время и бытие// Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. 18. Эпштейн М.Н. Философия возможного. - СПб., 2001. - С. 34-38. Цена: 1200.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru