Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Россия и глобальное массовое информационное общество ID работы - 603545 человек (курсовая работа) количество страниц - 44 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Теории массового общества в различные исторические эпохи 6 1.1. Сущность теорий массового общества 6 1.2. Коллективистские (тоталитарные) теории 8 1.3. Индивидуалистские (либеральные) теории 11 1.4. Плюралистические теории (теории групп) 12 2. Массовое общество. Трактовка масс второй половины XX века 15 2.1. Массофикация социальных процессов 15 2.2. Массовая коммуникация как неотъемлемая часть массового общества 19 3. Россия и глобальное массовое информационное общество 29 3.1. Концептуальные основы формирования информационного общества в России 29 3.2. Перспективы интеграции России в глобальное информационное общество 34 Заключение 40 Список литературы 44 ВВЕДЕНИЕ: Введение В настоящее время считается, что на смену психологии масс, иррациональным, эмоциональным, явлениям пришла так называемая "эра индивидов". Однако, массовость присуща нам от природы, а потому, то и дело в нас проявляется этот "массовый человек". Мы наблюдаем его проявление в нашей социально - политической жизни, в самых разных ипостасях. В первую очередь - это избирательные кампании по выборам в органы государственной власти, в них задействовано большое количество людей, которые подвержены воздействию политической рекламы, пропаганды и осуществляющие свой выбор в соответствии с мнением большинства, а также согласно внушенным в сознание политическим установкам, как правило, сформированным СМИ. Масса может оказаться, в большей степени организована, когда люди собираются вместе достаточно сознательно для участия в таких акциях как: манифестации, демонстрации, митинги. В действиях массы достаточно четки и продуманны цели и тактика поведения. Люди собираются в массы, когда они не довольны условиями и оплатой своего труда, что выражается в виде забастовок. Когда мы говорим о массе, первоначально это слово кажется понятным. Однако, это понятие настолько абстрактно, что его можно трактовать по-разному. Так, в литературе можно найти самые различные подходы к определению понятия "масса". Начиная от физических и химических значений этого слова, и завершая определением массы как скопление большого числа людей; широкие круги населения. Так, в истории изучения масс в западной науке выделяют несколько трактовок в понимании того, что же такое "масса". Началом такого направления в литературе как психология масс, стала работа французского ученого Г. Лебона "Психология народов и масс" (1896 г). Лебон отождествлял массу с толпой. Для него толпа - есть собрание людей, возникающее независимо от их социального положения, пола, национальности, профессии. Поскольку в толпе стираются различия между людьми, на первый план выходят иррациональные моменты, такие как эмоции, страх, убеждения, внушение, и т. п. Индивиды самого разного интеллектуального уровня, поддаются одинаковым инстинктам, страстям, чувствам. Отсюда следует вывод, который сделал Лебон, что массой могут быть не только множество рабочих, но и множество академиков. Позже Г. Тард (1901 г) ставил своей задачей отличать от толпы, публику. Толпа - это физически сплоченное единство людей, в то время как публика - есть "чисто духовная совокупность, как группы индивидов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью". Г. Блумер понимал массу как коллективную группу очень схожую с толпой, и в то же время очень отличную от нее. Индивиды, составляющие массу, отличаются общественным положением, происхождением, профессией, культурным и материальным уровням. Масса включает в себя анонимных индивидов, между которыми отсутствует взаимодействие, физически удаленных друг от друга и не имеющими возможности "толочься", как это делают люди в толпе Для массы характерно отсутствие организации, упорядоченности, структурированности, согласованности действий. Х. Ортега-и-Гассет (1930 г) трактовал массу как множество людей без особых достоинств. Человек-массы - это средний, заурядный индивид, такой как все, не испытывающий необходимости отличаться от остальных, какими - то особыми качествами: даром, талантом. В итоге к концу 20 века в западной науке сложились несколько подходов в понимании того, что такое "масса"? толпа (Г. Лебон) публика (Г. Тард) коллективная группа, совершенно различных между собой индивидов (Г. Блумер). множество людей без особых достоинств (Х. Ортега-и-Гассет). общество однообразия, бесцельности, отчуждения (Х. Арендт). В России массовидные явления изучались Н.К. Михайловским, В.М. Бехтеревым, А.Я. Чижевским. В конце 19 века, в России доминировали теории "героя" и "толпы" (Михайловский Н.К.). Суть этой теории в том, что здесь делается ставка на героического индивида, направляющего стихийное движение толпы. Но в 30-е годы 20 века данная проблематика была закрыта для изучения в связи с тем, что ее сочли не актуальной для социалистического общества, и более того идеологически вредной. До начала 90-х годов открытые публикации в нашей стране единичны. В 1990 году Г.К. Ашин рассматривал массы, как непрочные, случайные, большие скопления людей в одном месте, в одно время, в результате взаимодействия между которыми усиливаются эмоции, заражения, внушения, (например, толпа зевак во время уличного происшествия). Масса существовала всегда, но в 20 веке она явилась не просто частью общества, а общество выступило как масса. Средством описания функционирования общества как "массы" стали так называемые теории массового общества, которые в литературе рассматривают как перенос понятия "масса" на общество в целом. Цель данной работы - рассмотреть теории массового общества. Задачи: рассмотреть сущность теорий массовых коммуникаций; изучить коллективистские, индивидуалистские, плюралистические теории; выявить трактовки массового общества; изучить массовую коммуникацию как часть общества; выявить место и роль России в современном массовом информационном обществе. 1. Теории массового общества в различные исторические эпохи 1.1. Сущность теорий массового общества Теория правящей элиты тесно связана с концепцией массового общества и массового государства, получившей широкое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации. Основы теории массового общества были заложены в трудах Макса Вебера (1864-1920), который пытался СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. и др. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. - 1999. - №9. - С.17-19 2. Бакулев Г. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. - М., 2007. - С.249. 3. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. - М., 1994. - С.6. 4. Березин В.М. Теория массовой коммуникации (курс лекций). - М.: Изд-во РУДН, 2004. - С.69. 5. Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.41-43. 6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998 7. Давыдов Ю.Н. Три линии - три этапа в развитии общей теории массовых коммуникаций. - М.: Просвещение, 2004. - С.40. 8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, 2000 // Информационное общество. - 2000. - №3. - С.3-5 9. Дубин Б.В. Массовые коммуникации и коллективная идентичность. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С.47. 10. Елаева Т. Тексты массовых коммуникаций: вопросы методологии исследования. - СПб., 2000. - С.66. 11. Ершова Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество // Доклад на распределенной конференции "Технология информационного общества 98 - Россия" 12. Кашлев Ю.Б. Становление глобального информационного общества и место России // Информация. Дипломатия. Психология. Сборник материалов "круглого стола" и лекций преподавательской кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью ДА МИД России. - М., 2006. - С.28. 13. Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 14. Концепция формирования информационного общества в России , 1999 г. // Информационное общество. - 1999. - №3. - С.3-11 15. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. - СПб., 2000. - С.31. 16. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.- Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991 17. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 2006. - С.19. 18. Почепцов А.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 2002. - С.221. 19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Философский смысл принципа развития. // Основы психологической антропологии. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. 20. Толстикова-Маст Ю. Коммуникация о коммуникации: исследование развития дисциплины "коммуникация" в России. - М., 2007. - С.11 21. Философия нового времени. / Под ред. Парамонова М.И. - М.: ВЛАДОС, 2005 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru